ВЫБИРАЙТЕ:

Архив
Форум
Чат
Рубрики: Отчеты; Вид похода: Лыжный; Район: Южный Урал; Продолжительность: Два-три дня; Дата публикации: 02/05/2015

От Фонтана до Увана

или по Фаберже в снегу.
(6-9 марта 2015)
оз. Зюраткуль - приют "У трех вершин" - фонтан - г. Уван.

Обсудить статью на форуме

Еще не видели это фото? Ручей Бухта

Еще не читали эту статью?
Стихи Михаила Кораблина

4. Земляных Сергей - просто бард
5. Земляных Данила – несовершеннолетний
6. Беззубов Роман - массовик-затейник
7. Дмитриев Антон – спаситель (нашел сухие дрова)
8. Курилкин Сергей - самый ценный участник (всегда имеет с собой нужный запас горячительного напитка)
9. Осипов Алексей - истопник
10. Винокуров Артем – истопник
11. Пустовар Катя – стоматолог группы
12. Перова Оля - стоматолог группы
13. Шехмаметьева Катя – юрист группы
14. Давыдова Людмила - экономист группы
15. Стаханова Катя – летописец

Сомневалась до последнего, даже пару раз брала в руки телефон, чтобы позвонить Максиму и что-нибудь сказать, про то "как заболела" или "обстоятельства не позволяют", но то ли он очаровал меня своими рассказами про походы, лыжи, отличную компанию и песни под гитару, то ли захотелось приключений. Скорее всего - второе.

А дальше началась переписка с неизвестными мне людьми, которая все более пугала и настораживала, одна только фраза: "Коллеги по будущим лишениям", - чего стоила.

Подготовка к походу началась за полгода, когда возникла идея совместить день рождения командора (говорят, 40 лет не празднуют, поэтому мы решили провести его юбилей под названием "ЧО") и Международный женский день. За 1.5 месяца начали составлять списки и покупать билеты на поезд. Сначала рассчитывали на домик в 10 мест, но команда желающих лишиться на 3 дня теплого домашнего уюта все увеличивалась. Пришлось брать и второй домик на 6 мест. Но команда все продолжала увеличиваться, такое впечатление, что с улучшением жизни в стране, все больше городских хочет сменить свое местожительство на снег, -15 градусов, печку и еду на костре. Итак, пришлось даже вести ограничение на непомерно разросшуюся секту "антиурбанистов". В общем, поехало всего 15 человек. Конечно не "семеро смелых", а скорее "пятнадцать безумных".

Поскольку никто, подчеркиваю для новичков НИКТО, не был на этом приюте и вообще не понимали куда идем, нам со Скрипкиным Димой было дано задание найти хотя бы GPS-треки через тайгу, а то вдруг там и дорог нет. А сам командор (Смородинов Максим) договаривался о брони приюта, транспорте, билетах и запасах еды. Алкоголь же легкомысленно был отдан на откуп каждого из участников похода. К чему это привело, смотрите ниже.

В день отъезда почти первая пришла на вокзал (Катя, поверь, опытные туристы появляются только на вокзале за 3 мин до отхода поезда и с криком: "Блин, рановато пришли", - на ходу забрасывают в отходящий поезд рюкзаки и лыжи. Но ничего, с опытом это придет и у тебя) с огроменным (как мне казалось) рюкзаком, но без лыж, - на них я не стояла со школы и позориться не хотелось. В нем было все строго по списку, который получила на почту, как оказалось потом, пригодилось почти все, кроме сумки с косметикой: в зеркало за 4 дня заглядывать не пришлось (а косметики в списке и не было, - М.С.). Максим тогда на вокзале пошутил, что если увидишь девушку с лыжами и рюкзаком, кричи "Катя" и не ошибешься. В походе приняли участие три Кати, но нас должно было быть больше.

Да, состав этого похода пестрил своею пестротою:
3 Кати (еще одна, к сожалению, не поехала)
4 юриста (еще один, к сожалению, не поехал)
4 программиста (и конечно же: еще один, к сожалению, не поехал)
3 медика (среди этой страты непоехавших не было)
10 мужчин и 5 женщин (непоехавшие уже учтены выше)
11 лыжников и 4 чел "а мы так, на автобусе доедем"

Собрались на перроне, первая совместная фотография и в путь. Кинули рюкзаки, набились в одном отсеке (каждый раз мы ставим рекорды по количеству помещающихся в одном отсеке, в прошлый раз сидело 12 и казалось, больше не уместится, но в этот раз уместилось 15), достали припасы еды и спиртного и начали знакомиться. Все друг друга знали и были уже проверены совместными походами, чувствовала себя "не в своей тарелке" приблизительно до третьего поднятия кружки. Напротив сидел Тема, который, как и я был слегка шокирован, но это быстро прошло. Пили, как обычно из братины, поэтому кто-то халтурил и почти не притрагивался, а кто-то наоборот пил за двоих и троих.

Надо сказать, что, сколько себя помню, была жутким аллергиком на все спиртное и характерные признаки в виде красных пятен, чесания и заложенного носа присутствовали всегда, поэтому набрала с собой нужную аптечку, но она не пригодилась…пила 3 дня и все подряд, реакции не было никакой, что меня безумно порадовало.

Дальше в ход пошла гитара, но настроить ее не удалось, наверно и к лучшему, потому что соседи начали волноваться. Они долго гадали: спортсмены мы или алкоголики, и на всякий случай вызвали дежурных, чтобы проверить у нас документы. Пластмассовые бутылочки сменяли друг друга на столе, рассказы про других незнакомых мне людей, которые кусаются, скачут голыми на столе и "всего лишь только курят" были очень веселыми. Так мы покинули Самарскую область. В общем, поездка проходила как обычно у нас бывает.

Да, приятно читать отчеты дебютантов (кстати, еще не все дебютанты оставили свой высокий слог в этом отчете). Первое впечатление у них всегда от "а что и это тоже входит в обещанный поход!?", до " а что и это тоже все настоящие походники так делают?!". Вы же еще не слышали рассказов о дальних походах и байках Пшена. Вот там опыт! А самое главное не видели воочию (может и к лучшему) героев походов, которые "кусаются, скачут, и только курят".

Вообще первый вечер в поезде со старыми знакомыми или новыми, в предвкушении будущих трудностей и проверок проходит всегда очень душевно. С теми, кого знаешь, просто обмениваешься новостями и смотришь в глаза вспоминая, что с ними уже прошли. А с теми, кого не знаешь, знакомишься, присматриваешься и они как-то очень быстро становятся своими. Еще никто не устал, половина сегодня днем была на работе в офисах, но поезд идет и время тоже. Постепенно сплачивается компания, люди знакомятся, узнают, что их ждет на маршруте. Некоторые задают вопрос из цикла "так это что на Урале, да вы что… В Челябинской области, ну удивили". Всегда поражаешься вере людей к организаторам похода!

В моем отсеке был "не наш человек", весьма стойко он терпел нас и даже пытался уснуть. На него и садились, и пинали, и всячески двигали его. В начале он что-то бурчал, а потом и вовсе перестал обращать внимание на нас, но надо сказать, мы его оберегали от слегка шатающегося Курилкина, который так и норовил прилечь к нему в ноги и объяснить громко, что в поход обязательно нужно взять пельмени. Курилыч очень хотел пельменей и не успокоился, пока я легкомысленно не пообещал взять пельмени, надеясь, что утром этот разговор он забудет. Но нет, утром оказалось, что Курилыч помнил всё, и утро началось с вопроса: "А пельмени не забудем взять"? Сказал бы он (сосед) нам что-нибудь, мы ж его бы в отместку с собой на приют бы забрали. Он это понимал и решил доехать до своей станции, не вызывая вопросов нашей многочисленной группы, расквартированной практически в каждом купе плацкартного вагона.

Разошлись спать, мы с Владимиром еще чуть пообщались, я уже ничего не боялась, но его вопросы: "Ты точно знаешь, куда ты идешь? Ты хоть представляешь, что там будет?" ввели меня в легкий ступор. С этим я и задремала. Сосед отомстил очень шуршащими пакетами ночью, и дальше я уснуть не смогла: верхняя полка мне не давала покоя, Катины рассказы с демонстрациями синяков и шрамов от падения с верхней полки меня очень беспокоили (здесь имеется в виду Катя Шехмаметьева с ее байкой как она ехала в поезде из Самары до Нью-Йорка, упала с полки, а первую помощь ей смогли оказать только американские врачи).

Дальше начались хождения со стаканчиками и полотенцами, другая Катя и Оля бодро ходили по вагону и готовили завтрак, я поняла, что пора вставать и тоже зашагала умываться. Спать хотелось безумно, но это же мой первый поход, я не могла же проспать. Как выяснилось потом, у них будильник сработал по самарскому времени и можно было еще пару часов вздремнуть.

"Второй день лишений"
"Второй день лишений" - выгрузка из поезда Москва-Астана, вокзал г. Бердяуш.

Так начался второй день "лишений". Мы успешно выгрузились на станции, где нас уже ждал автобус. Забежав в местный магазин, Максим все же выполнил обещание и купил пельмени. Ну и помимо пельменей всем почему-то потребовалось какое-то невероятное количество минеральной воды.

Дальше дорога, сквозь замерзшее стекло я пыталась разглядеть местные красоты, но сонное состояние победило и мне удалось чуть вздремнуть на плече у соседа. Мы направились к точке, где бОльшая часть нашей группы на лыжах начала свой путь, я им даже позавидовала, погода была прекрасной, пейзаж поразил своим спокойствием и красотой. Я, Катя, Люда и Леша поехали к месту нашего проживания.

Групповая фотография на месте разделения нашей группы на лыжную и автобусную
Групповая фотография на месте разделения нашей группы на лыжную и автобусную. Позади озеро Зюраткуль, 724 м над уровнем моря.

Выгрузив рюкзаки из автобуса, мы начали осваиваться. Мне сравнивать не с чем, но все заметили, что домики очень даже ничего. Девочкам повезло больше, наш домик был слегка протоплен. Леша тут же принялся за хозяйство: рубил дрова, топил печь, носил воду, очень приятно было смотреть на него, а мы слегка отметили удачный приезд то ли текилой, то ли коньяком.

Мужской домик
Мужской домик. Сразу видно, что он "очень даже ничего". Причем "ничего" больше, чем "чего".

С Катей и Людой ходили к кипяще-бурлящему ключу, фотографировались, знакомились с местными жителями – лосяшами (позже кто-то из наших их умудрился накормить сникерсами) вообще-то из местных там были всего два администратора этого приюта, я их не видел, но если они были в таком виде, что брали с рук девушек сникерсы, то, конечно, Катя правильно подобрала им название, готовили первое наше походное блюдо – щи, ждали лыжников. А Лешка все это время бегал от одной печке к другой и пытался с ними найти общий язык. Приняли решение готовить на улице, так как печки нам не поддавались, дым резал глаза, а вода отказывалась закипать.

Слегка протопленный женский домик и беседка, где готовили еду
Слегка протопленный женский домик и беседка, где готовили еду. Утром во время готовки завтрака -18 градусов.

Дело в том, что "лосяши", наевшись, видимо, сникерса, дали нам сырые осиновые дрова. А сами топили сухой сосной. Был шанс не только не поесть горячего, а остаться ночью без отопления при температуре ниже -20. Но и эту проблему нам удалось изящно решить! Мы нашли сарай, где хранилась сухая сосна, отжали замок (это легко было сделать, ведь закрывали "лосяши") и у нас была сухая сосна не только на растопку, но и на протопку обоих домов в течение 2-х суток! Короче, не прошло и 4-х часов, как еда была готова!

Вернулась лыжная группа - началось движение. Столы и лавки перетащили в один домик и начали отмечать окончание второго дня нашего похода. Что впечатлило больше всего, так это самые вкусные щи и песни под гитару.

К этим же лосям у нас претензий не было
К этим же лосям у нас претензий не было. На приюте была лосиная ферма с 4-мя лосями. Оказались очень добрые животные.

Результат первого дня похода
Результат первого дня похода. От Зюраткуля по приюта «Три вершины» на лыжах 22 км, примерно 5 часов.

Застолье 7 марта
Застолье 7 марта, еще не праздничное, но уже можно похвалиться качеством кухни и винной карты. Да, это так, для похода это круто: щи, коньяк, виски!

Слов не знала вообще, Рома мне каждый раз называл исполнителей, о которых я слышала впервые, возникло желание выучить их. Тут пришла мысль организовать курс молодого бойца для новых туристов. Начнем со списка рекомендуемых к разучиванию песен известных бардов. Будем нести культуру в массы! Что же за поход, когда не знаешь походных песен!

Почти все пили и подпевали, а я только пила. Апофеозом вечера был Владимир: он в трусах (как, я ж был в шортах…) с гитарой залез на стол (на полу стоял, только ногу на лавку поставил, что бы гитару удобнее держать было….) и стал исполнять песни, смакуя каждое слово, но это уже видели не все, многие разбрелись по спальникам и уже сопели.

Вернувшись к себе в домик, обратила внимание, что жарковато, чему и порадовалась, но как выяснилось позднее очень зря. Уснуть сразу я так и не смогла, слегка выпивший сосед из другого нашего домика очень переживал, что мы замерзнем и всячески пытался забить нашу печку дровами. А еще Артем вставал каждые полтора часа и исправно подкидывал дрова в печь. Было ОЧЕНЬ жарко и спасло нас только открытое окно.

В это действительно трудно поверить, на улице холод, в доме жар (осина подсохла, дала тепло), а окно 2-го этажа в обоих домиках было открыто настежь!

Тем не менее, некоторым было, видимо, всё же холодно, потому что пришлось спать в зимней куртке и не снимая ботинок. Другого объяснения этому факту я не нахожу.

Ледяной фонтан
Уникальное зрелище – ледяной фонтан.

Третий день начался с веселого пробуждения, проснулись позднее, чем планировали, но от этого никто не расстроился. Умыться и почистить зубы в реке я так и не решилась, помогла найденная бутылка с водой. На столе уже была приготовленная манная каша и опять мне показалось, что это самый вкусный завтрак (хотя некоторые так ее и не попробовали, ссылаясь на "неполезность" данного продукта).

А вот дальше через лес куда-то в гору было гораздо сложнее идти. Шла в хвосте и проваливалась, пару раз захотелось вернуться, но боялась, что тогда это точно будет мой первый и последний поход. Снега было много, это и вошло в название похода. Все-таки развернулись с Катей и Лешей и пошли по нашим следам назад, тут я уже шла первой и умудрилась провалиться в какой-то лесной ручей, дальше хлюпала.

Снега по пояс
Снега по пояс, точнее по самые фаберже!

От фонтана началось самое интересное, в общем-то цель нашего похода была как раз именно в покорении горы Уван (1200 м над ур. моря, перепад от подножья 600 м). Но был нюанс! Восхождение на г. Уван осуществляется с более пологого южного склона. Мы же стояли с крутого северного и не знали, есть ли вообще тропа… Навигатор показывал, что до вершины 3 км по плоскости и 600 м по вертикали. В городских условиях 3 км это сходить за хлебом, в горах можно просто не дойти. А еще зима, и снега по пояс.

Спрашиваем у местных, где начинается дорога на вершину. Нам отвечают, что туда дорог зимой нет. Первый нежданчик, мы предполагали, что пойдем хотя бы по припорошенной тропе. Но тропы не было! Принимаем решение искать тропу самостоятельно, пробуем идти к вершине. От фонтана до Увана всего 3 км, делов-то!

Тропим, одев гетры. Идти можно, трудно первым двум тропящим. Меняемся через каждые 100 – 200 м, все вспотели. Но вершина зовет, нельзя спасовать перед трудностями. Через километр пути решаем отправить обратно группу, у которых нет требуемого снаряжения. Туда попадают две Кати, а также Леша, которому велено было их сопровождать. Кто бы знал, как мы потом завидовали этим людям, что они легко отделались. Придут домой, полные сил, чистые, сухие. Проходим еще 500 метров, уже чуть пошел подъем. Очередной привал, принимаем решение отправить тех, кто устал обратно. Идти действительно тяжело, даже замыкающим по тропленной дорожке. Уходят Люда и Роман, пытаемся отправить Данилу – 15-летнего сына Сергея Земляных, но он наотрез отказывается. Оставляем. Идем далее. Пересекаемся с протоптанными следами, 2-3 дневной давности. Вроде идти будет немного легче, идем след в след, но, судя по следам, человек шел в кошках и со склона. Ширина шага у него около метра и следы от прямоугольной обуви, что-то было надето на ботинки, не так сильно проваливался как мы. Когда промахиваешься и попадаешь не в след, проваливаешься до уровня темы нашего похода. Шагать вверх и без снегоступов гораздо тяжелее, чем ему вниз. В общем, самое сложное на этом подъёме было шагать за этим гулливером. Мы с Димой постоянно смотрим на свои навигаторы.

Скрипкин с навигатором в сосновом лесу
Почти по Шишкину: Скрипкин с навигатором в сосновом лесу.

Остается в плоскости 900 м до вершины, 800 м… По вертикали каких-то 300 м подъема. А лес все не кончается. Смородинов Максим утверждает, что лес на Урале растет до высоты 1100 м. Далее курумник (нагромождение камней). Нам надо выйти на курумник, что бы увидеть вершину, пока ее не видно. Когда же мы достигли этой высоты, поняли, что лес не знал о том, что он не должен расти выше 1100 м и прекрасно себе рос и выше, загораживая нам вершину и обеспечивая нам глубокий снег, т.к. в лесу его не сдувает. Курумника с его твердыми камнями и неглубоким снегом все еще не было. Вот как раз тот момент, когда мечтаешь выйти из тихого мирного леса на качающиеся порой камни курумника, покрытые лишайником, что довольно опасно. Но в тот момент нам нужен был именно этот курумник со своими известными нам опасностями.

Вершины все нет…
Уклон большой, лес как у подножья, снега уже не помним по что, вершины все нет… Первый идет Земляных Сережа, видна спина с рюкзаком командора Смородинова Максима, 3-й идет Прудовский В.

Это мы ползём по следам этого неведомого существа. Приходит в голову мысль, что не человек это вовсе, а йети, т.к. у человека не может быть такой длины шага. Но если это йети, то значит должны быть его биологические образцы – волосы, шерсть, разнообразные выделения. Пытаемся их искать по запаху и собирать в надежде на будущую нобелевскую премию Потом приходит мысль, что это не йети, а человек, увидевший йети, и поэтому так быстро убегавший от него.

Периодически все посещает мысль как в анекдоте "ну они-то ладно, а я что сюда поперся? Я ж вообще не походник!". Солнце заходит за гору, больше ярких лучей нет. Еще один незапланированный нежданчик. Все подбадривают друг друга, но на лицах "поручик Голицын, а может вернемся, зачем нам, поручик чужая гора?". Но Скрипкин Дима безапелляционно говорит "хотите смалодушничать, отказаться от восхождения? Слабаками быть?" Удивительно, но эти слова на выстоте 1,1 км действуют лучше любого кнута. Все идут дальше в неизвестность.

И вот, лес начинается постепенно снижаться, переходить в мелкую поросль, вершина открылась, до нее 300 м в плоскости, да и по вертикале уже как в городе за хлебом. Привал.

Открылась панорама Уральских гор
Лес стал снижаться, открылась панорама Уральских гор. Ради такого стоило ползти по снегу 4 часа!

Заключительный привал на подъеме
Заключительный привал на подъеме с панорамным видом на Урал, высота около 1150 м, сидим на камнях курумника. Вас еще интересуют туры в Швейцарию? В этом году в моде Россия! Плацкартное купе и пешее восхождение. Что может быть лучше?

И тут появляются силы, вершина уже близко, она манит. Высоцкий В.С.:

Ну, вот исчезла дрожь в руках,
Теперь - наверх!
Ну вот, сорвался в пропасть страх-
Навек, навек.
Для остановки нет причин,
Иду, скользя.
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя...

Вершина за этими камнями
Вершина за этими камнями, еще немного…

Все, снега нет, все сдуло сильным ветром, который бывает на Урале зимой. Остается просто зайти по камням последние метры по вертикали.

На вершине горы Уван
Мы на вершине горы Уван.

Тут появляется сотовая связь, звоним домой, поздравляем всех с 8-м марта в Самаре, а друг друга с удачным восхождением. Привал на вершине, немного поесть и вниз уже по южному пологому склону. Впереди еще 3 часа ходу, но это уже вниз, это уже просто!

И, стоя на вершине, в который раз вспоминаются слова Высоцкого В.С.:

Весь мир на ладони, ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем
Другим, у которых вершина еще впереди

Курилкин Сергей и Скрипкин на вершине
Курилкин Сергей - единственный кто взял виски на вершину, накрыл поляну, разложил, порезал, налил. Слева в удалении Скрипкин поздравляет жену с 8 марта.

Трек 8 марта
8 марта, трек приют-фонтан-Уван-приют, 17 км

Вернулись в домик и я сразу выпила чего-то крепкого, что стояло на столе, чтобы отогреться, потом легли, сил не было. Через час пришли Рома с Людой, остальные оказались сильнее. Рома и Леша точно бы преодолели этот путь, но как джентльмены не могли оставить нас одних, поэтому "скрепя зубами" вернулись с нами.

К вечеру вернулась вторая часть нашей команды, в домик зашел самый младший участник похода, который мужественно отказался от комментариев, но по лицу было понятно "что это был полный…..", впечатлений и эмоций было много. Опять пожалела, что так рано сдалась.

Потом была баня. Для меня это отдельная история, эту баню я еще вспомню. Это с непривычки такая походная баня удивляет, а на самом деле на приютах все такие – без света, воды, даже без веников и вдобавок холодные.

А потом были поздравления с 8 марта (мальчики удивили песней), шампанское, поздравления Максима с днем рождения и незабываемый вечер с песнями. Тут я поймала себя на мысли, что в город я совсем не хочу возвращаться. Такого отдыха у меня еще не было и, несмотря на отсутствие электричества, душа и прочих условий комфорта, это был действительно ОТДЫХ.

Ужин 8 марта можно попытаться описать, позаимствовав вводную фразу из известного романа Ильфа И. и Петрова Е.: "Прошу отобедать, чем Бог послал!" В этот день Бог послал ... на ужин: шампанское 2 бутылки, виски CHIVAS REGAL, коньяк 10 летней выдержки и т.п.. Короче, прямо "нанопоход". Это как раз к вопросу о незапланированном алкоголе. Каждый взял, как сказал Макс, ровно на себя и немного не друга, а так же что бы отпраздновать 8 марта и Максовский юбилей под названием "ЧО". По классификации похода как обычно получилась алкогольная "шестерка". Часть даже привезли домой.

Четвертый день. Пробуждение, собирались в темноте и на ощупь, дорога на вокзал и поезд. Легкое недосыпание, легкие рюкзаки, кое-какие запасы перекусов и какой-то алкоголь.

Следующие эмоции мне подарил вагон с вахтовиками. Места у всех были раскинуты по вагону, но в итоге нам удалось собраться вместе. Чуть поспали и начали играть в кровавые игры с карточками. Кто-то спал, кто-то пил пиво.

Самое страшное для меня оказалось, что, вернувшись домой, пропахнув дымом и "слегка" грязноватая, я обнаружила, что дома отключили горячую воду, а в 8.00. надо бы на работе появиться. Я начала бегать с кастрюлями и чайником, вот тут я опять вспомнила баню в лесу и подумала, что сейчас бы туда.

P.S. Пельмени все-таки были сварены и съедены.

У французов есть такое понятие "Art de vivre", что можно перевести как "искусство жить". Здесь дело не только в деньгах, а в том, как можно красиво жить свою жизнь, особенно отдыхать. Я считаю, что после этого похода мы можем причислить себя к специалистам по Art de vivre в России!

Сайт туристов Самары и Самарской области
© 2000 - 2018 При использовании материалов сайта ссылка на www.TrumanOutdoor.ru обязательна!