"Усьва и Койва вытекают из одного болота..."
Владимир Константинович, водитель из Теплой Горы...
... встретил меня в 11 вечера на одноименной станции. Я был единственный, кто вышел из 603 поезда Екатеринбург-Соликамск. Как не хотелось выходить из теплого вагона, в котором остальные пассажиры уже готовились ложится спать! А мне предстояло почти 90 км в ночи по бездорожью тайги на УАЗике. И куда поперся? Один! Может не выходить? Но поздно, вот уже станция..
Описывать почти 4-х часовое ралли нужно отдельно! Было все: грязь, лужи, ямы, заносы на крутых поворотах, ручьи и маленькие речушки вброд. Но Владимир Константинович, всю жизнь гонявший лесовозы по тайге Пермского края, оказался классным водителем!
Особенно впечатлила "бетонка", остатки которой начались от Средней Усьвы. Когда-то ровно уложенные бетонные плиты позволяли на некоторых участках ехать со приличной скоростью, но сейчас большей частью бетон раскрошился, вылезла арматура – новых "хозяевам" тайги, которые ее вырубают, дороги оказались не нужны, они обходятся временными мерами, лишь бы лесовозы худо-бедно прошли.. Хотя на отдельных дорогах, которые не эксплуатируются в настоящее время, "бетонка", со слов Владимира Константиновича, сохранилась в отличном состоянии. Самое печальное, что стали разваливаться мосты, сделанные из металлических труб большого диаметра, их коммерсанты не восстановят никогда и часть направлений уже отрезано. Жаль тот громадный труд, который был вложен в советское время.
За разговорами и рассказами Владимира Константиновича время пролетело почти незаметно. Глубокой ночью он высадил меня в урочище Нижняя Усьва. Как только вдали скрылись огни его машины, сразу навалилась темнота и острое чувство одиночества – первая реакция вырванного из цивилизации человека.
Выбрал ровное место на большой поляне, в сумерках (тоже белые ночи!) поставил палатку, разобрал вещи, перевел часы на местное время (+2 к нашему самарскому) и под шум Усьвы завалился спать.
Часть 1. Усьва
Проспал около трех часов, пока собирал каяк, хмурое утро сменилось солнечным днем.
К завтраку подошел местный рыбак, угостил его чаем, перебросились парой дежурных фраз и в итоге проговорили с ним около полутора часов. Отсутствие нормальной работы, беспредел чиновников и новых "хозяев", бесконтрольно вырубающих тайгу и устраивающих кровавые побоища на охоте, гонки за зверем на квадроциклах и снегоходах – эх, очень сильно накипело у мужика!
Но мне пора! Первые минуты сплава показали, что Усьва скучать не даст – сильные дожди подняли уровень воды несколько дней назад почти к паводкому, мощный поток без признаков плесов нес меня мимо берегов.Река превратилась в сплошную шиверу, прошел несколько перекатов, парочка довольно неприятных, с высокими валами и сильным прижимом к скалам.
Обогнал две надувных лодки с парнями из Перми, говорят, поплыли просто попить водки, порыбачить и отдохнуть от женщин. В местах впадения притоков – Малой и Большой Хариусных стоят рыбаки, ловят на кораблик и в нахлыст хариуса, но он практически не берет из-за высокой и мутной воды, хотя активно прыгает на течении. Говорят, попадается и некрупный таймень, но в последнее время все реже.
После очередного поворота открылась панорама горы Северный Басег, начало Сухих порогов. В этом месте Усьва течет по каньонообразному участку, прорываясь через хребет Басеги.
Ничего похожего из многих описаний летней Усьвы на "три ступени Сухих порогов, между которыми мелкие перекаты с большим количеством камней" я не увидел.
Мощная шивера без выраженной линии прохождения с несколькими порожистыми участками, напоминавшая, как минимум, карельскую "двойку", только растянутую километров на десять, вот что оказалось на деле при этом уровне воды.
После очередного поворота, почувствовав, что нужно передохнуть, практически случайно, обнаружил отличную стоянку. На первый день явно хватит!
Прохладное утро второго дня, проспал часа на полтора больше "положенного" – ничего, это компенсация за предыдущую, практически бессонную, ночь. Вода немного упала, сантиметров на десять, но стала чище.
Усьва стала шире, но течение такое же сильное и мощные перекаты больше похожи на пороги. Погода комфортная – солнце, переменная облачность, ветер.
Догнал группу на катамаранах. Иду с приличной скоростью, начинаю опережать запланированный график. Приходит мысль продлить маршрут на 100 км до Чусового. Решение пока не принял, для этого необходимо нагнать как минимум 2 ходовых дня. Посмотрю, как сложится дальше, а потом и решу.
На обеде спустил поддувные борта, это увеличило скорость. Сотовой связи нет, надеюсь на пару зон устойчивого, если судить по карте покрытия МТС, приема на 3-4 день похода.
Около четырех часов после полудня заметил неплохую стоянку, решаю остановиться пораньше, тем более, что до поселка Безгодово, единственного на этом маршруте вплоть до станции Усьва, осталось немного.
На стоянке прогулялся по болотистой тайге, потренировался в разведении таежного мини-костра и завалился пораньше спать.
День третий. Встал по расписанию, в 6. Утро прохладное, градусов 5-7. Вода упала еще, но течение по-прежнему хорошее. Решаю особенно не упираться, но и не матрасничать, нагнать как минимум 25 км. Погода отличная, но есть впечатление, что будет меняться.
Берега стали постепенно повышаться, появились скальные выходы.
Прошел Безгодово, теперь до Усьвы вариантов аварийного схода с маршрута больше не будет. Река опустела – ни единой души. Встретил здорового барсука, который, заметив меня, неторопливо удалился в лес. Прошел 45 км, начал выбирать стоянку. Встал, не доходя километров 5 до нежилого поселка Громовой. Иду с опережением в 2 дня. Даже намеков на обещанную МТС связь нет, глухо.
Окончательно принял решение продлить маршрут дальше намеченной точки финиша, поселка Усьва. За вечерним чаем в раздумьях – идти прямо до Чусового или закончить чуть раньше, в поселке Мыс, от которого есть автодорога до Чусового, а один день перенести на Койву... Ладно, утро вечера мудренее, решу завтра.
День четвертый. Ночью шел небольшой дождь, но зато было теплее, чем в прошлые ночевки. К утру дождь прекратился, пока собирался, начало проглядывать солнце.
На завтрак и сборы уходит примерно 2 часа 20 минут, ровно на 30 минут больше, чем вдвоем, как ни крути.. Уровень воды падает, но ее по-прежнему много. Проплывая Громовой, (теперь этот поселок превратился в дачный), наконец-то поймал МТС. Обозначенных ранее двух зон с уверенным приемом нет и в помине, не стоило верить оператору. Хорошо, что иду с опережением, а то дома ждали бы моего выхода на связь пять дней, вместо оговоренных трех. Еще один урок дальних соло-походов – не обещать связи, если не уверен на 100%. Учтем на будущее.
Короткий, но мощный порог в Шумихинском, несколько поворотов и несложных перекатов и вот уже слышен шум порога перед Усьвой. Первую ступень просмотрел – главное уйти от прижима, струя бьет прямо в скалистый берег, вторую ступень прошел уже сходу.
Показался поселок Усьва. Прохожу под пешеходным мостом (перед ним неожиданно мощная шивера с резким переходом струи от правого к левому берегу и приличными валами на выходе из нее), миную остатки старого моста, далее подряд идут новый автомобильный и железнодорожный мосты.
Подвожу промежуточный итог – иду с опережением в два с половиной дня и окончательно решаю идти до Чусового, до которого чуть меньше 100 км. Забегая вперед, отмечу, что ни на грамм не пожалел об этом решении!
Заранее предвидев такой поворот событий, еще в Свердловске купил 5-километровку Пермского края (спасибо поддержке из Самары – навели СМС-кой на нужный магазин), на которой был недостающий у меня участок от станции Усьва до Чусового. Ориентироваться по ней после километровок практически невозможно, но общее представление о том, где нахожусь, карта давала.
От станции Усьва начинается другая, по характеру, река, которая становится намного более спокойной: длинные плесы чередуются с быстринами и мелкими перекатами. И куда только делся непредсказуемый нрав верхней части Усьвы! Хотя в мой уровень воды, течение и на плесах было достаточно быстрым, река уверенно несла на всем протяжении сплава.
И вот начинается череда величественных скал, которые обрываются прямо в реку – Усьвинские столбы – памятник природы регионального значения. Чем-то они напоминают Айские притесы, но более разнообразны и масштабны. Каждый камень имеет свое название, о чем указывает табличка рядом с ним.
Время 16:00, пройдено 48 км, останавливаюсь на шикарной коммерческой стоянке напротив Омутного камня.
Река здесь всего шириной метров 15-20, скалу не зря так назвали, дно реки даже напротив, после небольшого песчаного пляжа резко обрывается в глубину..
Несмотря на сильную ночную грозу, утро выдалось теплым и солнечным. Но радость от хорошей погоды длилась недолго – часам к десяти небо затянули тучи, ощутимо похолодало и пошел мелкий сплошной дождь..
За 20 километров до обеда не встретил ни души. Не доходя до поселка Мыс, пообедал на столике плановой стоянки. Поговорил с местным жителем, который шел через нее в поисках грибов, с его слов столпотворение на реке из коммерческих групп начинается в июле. Очень рад, что сейчас тихо!
Прошел поселок Мыс, горы постепенно понижаются, в русле появляются острова, в протоках между ними становиться мелко. Связи практически нет, в одном месте поймал слабый сигнал Мегафона, отписался СМС-кой домой. Встал на крутом берегу под тентом.
Когда ужинал, мимо проплыла надувная лодка под мотором с 3-мя мужиками, один гордо сидел на носу с ружьем. Но перекат не осилили – раздался скрежет винта об камни и добрый мат.. Рейнджеры явно навеселе!
Утром погода не изменилась – холодно, градусов 8-10, мелкий нудный дождь. На реке очень много надувных лодок, многие под мотором. Насколько я понимаю, здесь это один из популярных видов отдыха, типа маршрута выходного дня – забрасываются на транспорте до поселка Мыс или Бобровка и сплавляются до Чусового по течению с рыбалкой, охотой и непременным атрибутом – водкой. Как раз в Бобровке наблюдал приготовление к отплыву группы из 5 лодок с экипированными мужиками в камуфляже – на берегу столик с закуской и бутылками – ни дать ни взять – "Особенности национальной рыбалки".
Очень удачно подвернулась стоянка – двое парней на резиновой лодке собирались отчалить. Есть неустойчивая связь, договорился на завтра о переброске на Койву, до Чусового примерно 25 километров, ближе и не надо. Дождь перестал, поднялся сильный ветер – или к смене погоды или будет еще хуже – завтра узнаем.
Встал пораньше, хмурое утро, начало последнего дня на Усьве. Расслабляться времени нет, оставшийся участок мне нужно пройти за 4 часа. Река в очередной раз изменилась – берега топкие, сорный лес.. Радует только наличие островов, река разбивается на протоки и не так ощущается ее ширина. И вот уже показался Чусовой.
Вливаюсь в Вильву и гребу до автомобильного моста. Справа есть съезд к реке с трассы, подъезжает Газель, закидываю в кузов каяк и вещи – вперед на Койву!
До точки старта на Койве – села Старый Бисер – 83 км. Пока ехали, погода наладилась: выглянуло солнце, сплошные серые тучи превратились в мелкие белые облачка. Ловлю поворот направо на Старый Бисер, вдруг слева замечаем указатель "Ст.Бисер". Странно.. Сворачиваем налево под указатель и практически сразу въезжаем в поселок. Это явно не тот поселок, который нам нужен! До "правильного" от трассы еще как минимум километров 12. Несколько местных жителей, попавшихся навстречу, пьяные, спрашивать бесполезно.. И тут сообразил – это поселок при станции Бисер, сокращенно – "Ст.Бисер"! Разворачиваемся, выезжаем на трассу, едем дальше и решаем свернуть на первом повороте направо. Тоже мимо – дорога оканчивается пропускным пунктом "Транснефть" с охранником при автомате.
Снова трасса.. И наконец долгожданный указатель "Старый Бисер", 12 км по гравию и вот наконец село! Быстро разгружаю Газель прямо у кромки воды, пакую гермы в каяк и через 5 минут я уже иду по первому мелкому перекату Койвы.
Часть 2. Койва
Крутой поворот реки, дома поселка сразу скрылись из виду и опять ни души! Странное чувство – начинаю все сначала и выпадаю из реальности цивилизации – опять узкая шустрая река, крутые повороты, на перекатах безмятежно прыгает хариус, журчат впадающие ручьи и белые бабочки кружатся над рекой, как крупный снег. Связи нет, городов нет, вообще другого мира, кроме этого, нет!
Торопиться сегодня некуда, практически отдаюсь воле течения и вот на третьей (привередничаю, все равно они все пустые!) по счету стоянке встаю. Вдалеке гремит гроза, лениво размышляю - натянуть или нет тент.. Ведь у меня светит солнце и ничего не предвещает ненастья.. Решаю натянуть, все-таки горы, погода меняется быстро.. Только закончил, как резко стемнело, и пошел град. Вовремя!
Ужинаю в комфорте под тентом, мимо проплывает надувная лодка с семьей из 4 человек – другие люди все-таки существуют! Мотор у них заводится не хотел.. Ближе к вечеру пошел нудный затяжной дождь. Опять?! Ладно, посмотрим, что будет с утра..
Утро началось с густого тумана, поэтому позволил себе поспать на час побольше, пока не пробилось сквозь него солнце.
За день прошел 30 км, опять никого не встретил. Из примечательного – Федоровские пороги. Первая ступень ничем не выделяется – слалом по быстротоку с обилием камней, но после поворота струя выносит на большую плиту справа с мощной бочкой за ней – нужно вовремя успеть уйти от нее.
После порогов длинная шивера. За исключением этих порогов, река классического уральского типа: несложные перекаты, протоки с быстрым течением, небольшие прижимы.
Встал под проливным дождем на маленькой, скорее рыбацкой, стоянке. Не очень шикарно, но выбирать не приходится – дальше идет населенка. Спать! Завтра ранний подъем и длинный переход до впадения Койвы в Чусовую.
Встал в 5 утра, прошел 61 км со средней скоростью 6,8 км/ч. Что интересного запомнилось:
Полузаброшенное село Усть-Тырым с разрушенным "классическим" мостом из двух больших труб.
Большой поселок Кусье-Александровский, здесь посреди реки в одном месте удалось поймать Мегафон и послать сообщение на "родину". Справа впадает водопадом крупный приток – река Кусья и река становится значительно полноводней.
В Кусье-Александровском расположена тутбаза "Усть-Койва", от которой начинаются коммерческие сплавы на рафтах. Несколько больших групп я встретил ниже по реке.
После поселка следует несколько мощных перекатов – высокие валы, сильное течение, прижимы, слияние нескольких струй, если река разбивается на протоки. Скучать не приходится, практически до самой Чусовой следует череда перекатов и шивер. Плесов с действительно стоячей водой немного, может 4-5, мне показалось именно так.
Наконец влился в Чусовую! Река поражает своей спокойной величавостью – широкой лентой плавно вьется среди высоких гор и обрывистых скал.
Последняя ночевка и на следующий день – остаток пути до Чусового, час на сборы на берегу вместе с несколькими компаниями местных отдыхающих на резиновых лодках и вот я уже на вокзале в ожидании поезда домой. Позади 10 дней похода, 360 км водного пути и масса незабываемых впечатлений от этих быстрых уральских рек!