ВЫБИРАЙТЕ:

Архив
Форум
Чат
Рубрики: Отчеты; Вид похода: Пеший; Район: Самарская область; Продолжительность: Неделя; Дата публикации: 27/10/2001

Вдоль Волги и Усы

10-16 сентября 2001 года
Немного корявый дневник

Участники:
Вячеслав (Славик Л.)
Вячеслав (Славик М.)
Константин (Костя)
Truman (Я)

Фотографии нашего похода на Костином сайте

Обсудить на форуме

Еще не видели это фото? Тыгынский пруд

Еще не читали эту статью?
Центральный Кавказ. Август 2010

9 сентября
На этот день был намечен сбор. Можно было конечно собраться в пятницу, 7 сентября, и выйти в субботу, но этому помешали некоторые важные обстоятельства - мне нужно было сходить на день рождения. Хотя конечно это причина не уважительная. В следующий раз так прямо и скажу - никаких дней рождений иду в поход, два ангела вперед и т.д. Но сейчас я так не сказал. Поэтому вечер 9 сентября я встречал с некоторой головной болью и общим недомоганием собственного организма. Менее разнообразно надо было спиртное накануне поглощать.

Но все таки я собрался - и это хорошо... Все вещи лежали кучей в центре комнаты. Их оставалось только запихать в рюкзак. Ну и что я туда запихивал? Надо обязательно оставить список для потомства. Итак:
- хлеба - 2 буханки (не покупать же на месте? Надо с собой тащить обязательно);
- макароны - 2 кг (эти макароны очень долго не могли съесть окончательно. Последние шестьсот грамм этих самых макарон я таскал их в последующие вылазки в лес, но съели их окончательно только в следующем году);
- рис - 1 кг (Костя еще зачем-то три кг риса взял зачем-то вместо одного. А потом чтобы освободить его офигенно тяжелый рюкзак, который я честно говоря и приподнять не мог, питались его рисом, а свой рис я опять же благополучно принес домой);
- тушенка - 6 банок (тушенка производства славного города Урюпинска, высший сорт. Хорошая тушенка, только вот воды в ней слишком много. Не тушенка, а суп какой-то. Вообще в тушенке мы (по крайней мере я и Славик М. потом разочаровались - бестолковая это вещь. И вообще зимой надо в походы ходить - бери с собой все что угодно - не протухнет);
- консервы, сделанные из рыбы. Килька и сайра;
- пряники - 1 кг;
- водка - 0,5 л. (вообще мы договаривались на 1 литр. Алкоголики, елы-палы. Но, повторяю, я был в болезненном настроении, думал (в который раз), что пить не буду ни за что и никогда, и взял 0,5).

Так, что там еще я брал? - спальный мешок, топор, котелок, ковриков две штуки и всякая мелочь, вроде мисок, ложек, кружек, ножей, фонариков, компасов, карт (географических) и т.п. Глобус не брал кажется...

Итак, превозмогая боль, собрал рюкзак, дошел до автовокзала и в 19:50 сидел в последнем автобусе на Тольятти, ждал отправления. Ждал Славика М., думал что он поедет тоже на последнем автобусе. Но он уехал раньше - поэтому я его увидел уже в Тольятти.

Свой рюкзак я поставил на ступеньки перед задней дверью автобуса - чтобы он не мешал никому. И он действительно там никому не мешал - вот только на полпути к Тольятти я вдруг увидел, что дверь открылась и рюкзак начал прицеливаться, как бы ему поудобнее выпасть из автобуса. Еле поймал его и с помощью подоспевших мне на помощь пассажиров втащил его обратно. А дверь открылась из-за того, что рюкзак своим весом надавил на дверную ручку. И все. Так и приехал бы я в Тольятти без рюкзака - но пронесло.

Благополучно приехал в Тольятти, зашел к Славику Л., который живет к счастью очень недалеко от маршрута автобуса Самара- Тольятти (Новый город) Увидел там неожиданно для себя Славика М. Потом готовились к предстоящему нам великому предприятию как космонавты перед боем - Славик Л. точил ножик, я зашивал свои крутые летние походные штаны на которых неожиданно обнаружил дырку, Славик М. предавался просмотру фильма. Единодушно заранее решили что с погодой нам повезло.

10 сентября
Всю ночь шел дождь. Утром тоже. Видимо назло. Не надо было заранее решать что погода будет хорошая. Но мы конечно на такие мелочи внимания решили не обращать. Добрались до Жигулевска с несколькими пересадками - на одной из остановок подцепили Костю у которого был огромный и тяжелый рюкзак, который я даже поднять не смог, как уже говорил. Специально пробовал.

На Жигулевском автовокзале предприимчивый водитель предложил довести нас до места назначения - села Севрюкаево, выбранного отправной точкой нашего путешествия. Так что добрались до Севрюкаево мы гораздо быстрее чем думали.

Пошли приблизительно параллельно берегу Волги, вниз по течению. Шли без особых приключений, даже вспомнить нечего. За селом Брусяны перешли через ручей (по мосту кажется... не помню) и решили здесь, недалеко от берега Волги, заночевать.

Пошли со Славиком М. за водой на Волгу. Но на нашем пути вдруг возникла протока. Таких трудностей мы не боимся - перешли вброд не снимая штанов и башмаков. Промочили все что можно. Набрали воду в Волге, но в очень гнусном болотистом месте истоптанном коровами или там быками, точно не знаю. Может быть конечно конями, верблюдами или слонами даже. Кто знает что за живность в хлевах у местных жителей ;)

Ели рис с тушенкой, потом сидели часов до четырех утра, болтали. Костя поставил свою пятиквадратную офигенную антенну. Всю ночь на небе сверкало что-то... иногда молнии, иногда падающие звезды, иногда фиг знает что. Славик М. громко возмущался что ему не дают спать. Я все ждал когда высохнут штаны.

11 сентября
Проснулись около 9:00. Пошли к Волге - если не переходить через вчерашнюю протоку, как мы вчера со Славиком М. как идиоты сделали, то выход на Волгу намного проще. А чуть подальше берег еще лучше - каменистый, удобно было умываться. Вокруг растет много тернослива и боярышника.

Поход вдоль Волги и Усы. Cлавик и я
Славик и я утром на второй день похода, недалеко от Брусян.

Видели цаплю, стоящую около берега. Достопримечательность. Она улетела, увидев нас. А илистое дно было все ей истоптано. Следы были нами тщательно рассмотрены :)

Потом шли до Малой Рязани - это скорее дачный поселок чем село. Участок грунтовой дороги, который как раз туда вел, асфальтировался в тот момент. Так что сейчас там наверно асфальт.

На берегу Волги, где находилось много лодок, в кустах есть родник. Там мы набрали воды и упились ею, а потом какое-то время отдыхали. Искупались в Волге: Вода теплая была несмотря на середину сентября. Потом пошли дальше. Перешли вброд ручей - там каменистое дно покрытое толстым слоем ила. Потом полезли на гору чтобы осмотреть окрестности.

С горы видны Брусяны и, возможно, Мордово. Потом с горы спустились, перешли через овраг, который издали выглядит глубоким, но на самом деле через него идет достаточно удобная тропинка. После оврага, на следующей более высокой горе была железная труба, зачем-то врытая в землю. Видна Малая Рязань, Брусяны и опять же, возможно, Мордово. Около железной трубы рос куст, на котором сидело несметное количество божьих коровок - это насекомые такие (надо же описать хоть какие-то достопримечательности).

Потом пошли по лесу - там шла колея - в лесу воняло, точнее сказать конечно пахло дубами. Приятно идти и нюхать. Боярышника много было и он вкуснее, чем там где мы до этого стояли. Наверно здесь климат для него более подходящий был.

Приближался вечер. Два раза хотели остановиться, но в тех местах где было место для разбивки лагеря, не было спуска к воде. А вода нам была нужна. Наконец нашли овраг, ведущий вниз, но он заканчивался над обрывом. Рядом с этим оврагом начиналась тропинка, она тоже вела вниз, хитроумно петляя, но тоже в конце концов обрывалась. Обрывы эти кстати выглядели довольно живописно. Кроме того, я здесь еще не был и видел их первый раз.

Пошли дальше. По следующему оврагу можно было спуститься до воды с некоторыми сложностями. Внизу была "база" какого-то рыбака. Там сушилась рыба, стояла обувь рыбацкая видимо... Главной достопримечательностью была куча мусора. Мы с Славиком М. набрали потом там воду (опасаясь немного мести рыбака). На ужин были макароны с тушенкой.

12 сентября
С утра набрали воду в "логове рыбака". Сварили манную кашу со сгущенным молоком по рецепту Славика Л. Я исследовал флору окрестного леса - там рос боярышник, рябина, дубы. Ну еще конечно росли разные деревья и кусты но я все равно не знаю как они называются. А мои исследования флоры заключались в том что я переходил от одного куста боярышника к другому и поедал ягоды. С края обрыва, недалеко от которого стоял наш лагерь, виден был какой-то шпиль - видимо церковь в селе Кандеевка.

Наконец-то собрались и пошли дальше. Вышли на проселочную дорогу. Одним концом она шла приблизительно на юго-запад, другим на север, к трассе М5. Тот конец который шел на юго-запад так и остался нами неисследованным, я думаю, что он ведет в Переволоки (через садовые участки). Но туда решили не идти. Пошли на север. А мы пойдем на север...

Когда шли по кромке леса, увидели трактор. Из трактора вышел пожилой человек и направился к нам. Еще в тракторе была женщина, но она осталась сидеть в кабине. Стерегла трактор видимо. Мы спросили этого человека, как дойти до Переволок. А он спросил: "Вы хотите по шушэ выйти?" Я не понял сначала. Он объяснил: шушэ в Москву, где транспорт ходит. Тогда я понял, что шушэ - это шоссе.

Он объяснил, где шоссе М5, и мы пошли туда. В чистом поле нам попался бетонный столбик, на котором красной краской была написана буква "А". Я предположил, что это автобусная остановка. Какой-нибудь полевой автобус ходит может тут. Потом мы свернули по грунтовой дороге, подкрепились ежевикой, которая росла по обочинам. Потом пошли вдоль шоссе. Зашли в Переволоки, купили копченого жереха, сушеную чехонь, полкило голландского сыра не голландского производства, пачку масла (даже осталось подробнейшее описание, я удивляюсь), выпили бутыль вражеской кока-колы. Спросили, как дойти до реки Усы. Набрали воду в колодце и пошли по направлению, которое нам подсказали.

Вечером я срубил дуб, замучился рубить честно говоря. Хотя он был не очень толстым. Вымотался. Понял, что дуб - все-таки крепкое дерево.

Сварили пюре (причем я даже картошку помогал чистить, хотя я обычно противник подобных мероприятий) с пачкой масла, съели копченую рыбу. Было просто офигительно - первый раз ел пюре в походе. Толкушку выпилили из толстой ветки, обстругали и обожгли на костре. При установке палатки Славик М. видел двух черных мышей.

Поход вдоль Волги и Усы. Берег Усы
Вид на Усу из нашего лагеря, где мы ели пюре с копченой рыбой. Вдалеке смутно виднеются Переволоки.

13 сентября
С утра варили рис со сгущенкой. Набрали на турбазе, которая неожиданно оказалось поблизости, воды. Пошли по берегу Усы. Воняло гнилыми сине-зелеными водорослями. Ноги погружались в ил. Славки М. выглядел как бомж потому что его башмаки и частично штаны были в вонючей грязи. Он очень этим гордился. Потом на нашем пути встретилась протока. Ее обошли через турбазу "Чайка", через лес, потом через кусты. Вышли на следующую турбазу "КуАЗ". Встретили там человека, который нам сказал, что следующую протоку мы никак не сможем перейти, далеко обходить. Сказал что нас перевезут. Мы с ним прошли до следующей турбазы УВД, устроили привал на некоторое время, рассмотрели картинки на домиках. Уже не помню что там было нарисовано. Потом нас по двое на лодке другой мужик перевез на другой берег, а мы дали ему водки за перевоз "Губернаторской" в пластиковой бутылке, где-то поллитра. Этот человек сказал, что впереди будут еще овраги, а потом будет очень широкая и длинная "Плотовая гавань".

Поход вдоль Волги и Усы. Я на берегу Усы
Это я сижу на камушках на берегу Усы, незадолго до перехода первого оврага, или даже можно сказать залива.

Мы пошли дальше. Перешли еще через одну протоку. Там стоял старый корабль и какой-то дебаркадер, с цементированными бортами. Мы на его фоне сфотографировались.

Поход вдоль Волги и Усы. На фоне чего-то старого и страшного
Я, Славик Л. и Славик М. на фоне цементированного страшного борта какого-то дебаркадера, нашедшего себе последний приют в этом заливчике реки Усы.

Прошли еще немного. Подошли к небольшому заливу, в котором стоял очередной старый ржавый корабль. Разбили лагерь. Рядом с лагерем стоял столик, но он был шаткий и хилый и мы на него только продукты клали, да и то с опаской, как бы они не упали, а ели сидя на бревне.

Когда стемнело, я посмотрел на Усу - там в сторону Жигулевского моря не было ни одного огонька, кроме точки костра на другом берегу. Но костер - огонь почти естественный, поэтому за огонек не считается. Ели макароны. А вот с чаем были проблемы. Я, видимо, набирал воду около ручья, который вытекал из болота, расположенного за старым кораблем, и чай получился с тухлым привкусом.

Мы еще думали насчет того, как пересечь залив, который вроде как назывался "Плотовой гаванью". После некоторых споров решили разделиться на две команды по два человека. Костя и Славик Л. пойдут по суше, обходя залив, а Славик М. и я построим плот, переправим на нем рюкзаки и так форсируем водную преграду.

14 сентября
С утра я себя чего-то чувствовал неважно - но после дозы зеленого чая ожил. Пофотографировались на старом корабле, изображая из себя моряков, потом продолжили наш путь.

Поход вдоль Волги и Усы. На старой барже
Около одного из наших лагерей стояла старая ржавая баржа. Вот я на ней и сфотографировался, изображая морского волка. А что за зеленый фон? А это такая вода в Усе...

Поход вдоль Волги и Усы. Штурм старой баржи
Вот так, давным-давно, пираты с ножами в зубах брали на абордаж корабли.

Вошли в лагерь (или турбазу, не знаю что это было), спросили у сторожа воды и еще спросили дорогу. Набрали воды, где он показал, насчет дороги он сказал. что идти по берегу тяжело, но можно идти вдоль кромки леса, чтобы к тому же обойти овраг. Как мы поняли, он имел в виду "Плотовую гавань", и только потом стали догадываться, что может быть он имел в виду ближние овраги. Славик Л. и Костя пошли вверх, к лесу, а Славик М. и я вниз, к Усе. Мы свернули несколько раньше Усы, пошли вдоль нее. Перешли несколько простых -- незаросших и сухих - оврагов. Вышли потом на неплохую дорогу. Шли хорошо, только в одном месте нас облаяла мелкая собачонка, и большая еще пару раз гавкнула. И была там фанерка на дереве, на которой было написано "Осторожно, злые собаки". Видели дохлую землеройку. Долго обсуждали этот факт.

Дошли до залива примерно за час - к 15:00. У рыбака спросили, как называется. Он сказал "Голубая заводь". Так что теперь не знаем как называть этот залив - "Плотовая гавань" или "Голубая заводь". Прошли чуть подальше вглубь, удаляясь от Усы, до пологого песчаного берега, как казалось издали. Но берег оказался не совсем песчаный, он был илистый. Местами можно провалиться почти по колено. Над берегом глинистый обрыв - слезть довольно трудно и не везде возможно. Решили сделать плот из толстых бревен, чтобы он больше торчал над водой. Но когда пилили толстое бревно, пилу заклинило. Часа полтора или даже два вытаскивали, применяя разные подручные средства и топор... Потеряли много времени.

Потом собрали плот из пяти более тонких бревен, которых лежало по берегам залива довольно много. Положили эти пять бревен рядышком, на них положили две поперечины и всю эту конструкцию связали растяжками от Костиной антенны. Потом сверху на плот настелили пенки, а на них положили рюкзаки. Я вещи в своем рюкзаке упаковал достаточно хорошо, но это даже не потребовалось - рюкзаки водой не захлестывало. Между рюкзаками установили мачту. Рею к мачте привязали компасом (точнее, веревочкой от него), а на рею повесили трусы для большей концептуальности и эпатажности. На противоположном берегу залива сидели рыбак и рыбачка. Они внимательно наблюдали за нашими действиями, хотя до них было довольно далеко и вряд ли они смогли разглядеть что-нибудь. Так и остались они наверно в неведении относительно того что мы сооружаем. Плот решили назвать "Стремительный".

Наметили план нашего плавания - залив через который нам предстояло переправиться раздваивался. Так как мы не знали ходовых качеств нашего плота, и не знали сможем ли мы сразу преодолеть всю ширину залива, решили переправляться в два этапа - сначала до мыса-развилки, а потом уже дальше.

Сфотографировались около плота и где-то в 17:20 отчалили. Орали морские песни, про Варяг в основном, те слова которые помнили. Про его геройскую гибель. Добрались до берега, пошли вдоль кромки. Выяснилось, что одному толкать плот легче, потому что опираясь на плот оказываешь меньшее давление на грунт и не так больно идти по камням.

Поход вдоль Волги и Усы. "Стремительный"
А это наш "Стремительный" перед форсированием Плотовой гавани (или Голубой заводи, кому как нравится). Ну и я рядом с ним.

Дошли до мыса-развилки... Отправились в очередное плавание. Орали те же самые песни... Перешли окончательно залив в 18:55. Пошли опять вдоль берега. Я - ведя плот бечевой (бечевой опять же была растяжка от Костиной антенны), Славик М. - палкой отталкивая плот от берега. Видели цаплю. Хотели подвести ближе плот к Усе, однако в одном месте плот сел на мель выступающим у него неудачно снизу сучком. Пришлось разгружать наш "Стремительный".

Остановились на берегу, съели банку сайры и банку кильки, запили зеленым чаем из бутылки. Славик М. стал разбирать плот, а я пошел искать Славика Л. и Костю. Через некоторое время я увидел Славика Л. купающегося в воде - бурная радостная встреча... Пошли наверх, где оставался Костя. Поделились впечатлениями, как мы шли на плоту, а они - как шли пешком. Пришли они на час раньше... Но мы бы их обогнали конечно если бы не проблемы с пилой и если бы мы сразу знали какие отличные мореходные качества у нашего "Стремительного"... Потом вспомнили про ожидающего Славика М. и привели его к месту которое стало местом разбивки лагеря.

Ели на этот раз гречневую кашу с тушенкой. Не люблю гречневую кашу. Но ем. Ночью на другом берегу Усы опять видели костер - решили в шутку, что кто-то идет параллельно нам. А может, так оно и было. В ближайших кустах кто-то ночью возился и даже кажется иногда похрюкивал... Решили что это кабаны но проверить это не удалось. Кабаньему нападению мы не подверглись.

15 сентября
Проснулись около 8 часов (первый раз), ели молочную рисовую кашу из последней банки сгущенного молока. С утра осознали что к вечеру нам надо быть около Молодецкого кургана - чтобы успеть на утренний омик. Славик Л. хотел нам показать место под названием "Семь братьев", но из-за того что до Молодецкого кургана было еще далеко посещение этого места оказалось под вопросом.

Пошли вдоль берега - по хорошей дороге, потом она стала уходить от берега, и мы свернули в сосновые лесопосадки. Сначала идти было легко (в лесу были тропинки). Видели мотоцикл, а потом мотороллер с кузовом. Никого рядом с ними причем не было. Садись и езжай. Но мы так конечно делать не стали.

Потом лес стал более густым и неудобным для ходьбы... Но кромка леса оказывается была рядом, и там шла дорога... Которая к сожалению скоро кончилась. Как всегда, хорошему быстро приходит конец... Затем опять свернули в лес, прошли немного, перелезли через какой-то овраг и вышли на дорогу, ведущую в сторону берега Усы. Как позже мы узнали, в другую сторону эта дорога вела в село Жигули. На берегу было несколько человек (рыбаков), они нам объяснили, где причаливает омик - дальше по берегу. Опять пошли по берегу по камням.

Подошли к пристани, про которую говорили рыбаки... Решили узнать расписание омиков. Но расписания нигде не было видно, и признаков людей тоже не было... Зато на столике рядом с пристанью стояла бутылка водки объемом 1,75 литра, немного недопитая... А около столика, на земле, находились чьи-то рвотные массы. Противно конечно, да, но ничего не поделаешь, повествование требует точности. Потом заглянув в открытую дверь пристани я увидел человека лежащего на кровати. Я его спросил в какое время сюда омики причаливают. Он мне ответил когда тихим слабым голосом: Я решил больше его не беспокоить...

Пошли дальше. В одном месте делали привал, купались в Усе... Смывали накопившуюся походную грязь. Потом вышли к "рыбацкой хижине", или навесу, сложенному частично из камней, частично сколоченному из бревен и досок и покрытому полиэтиленом. Там подкрепились шпротами и остатками хлеба, а затем пошли по тропинке в гору, так как дальше берег был обрывистым.

Поход вдоль Волги и Усы. В хижине рыбака
Я, Костя и Славик в хижине рыбака. У меня в руках мой любимый нож. У Славика в руках карта (Острова сокровищ). А Костя просто так сидит, зато позади него видна антенна. Передо мной кружка. Я из нее только что пил компот, который находился в пластиковой бутылке, стоящей на столе.

Поход вдоль Волги и Усы. Хижина рыбака со стороны
А это вид на хижину рыбака со стороны. Правда, видна она плохо. В хижине виден Славик, но не тот что на предыдущей фотографии, а другой.

После подъема в гору шли некоторое время по полю и вскоре вышли на грунтовую дорогу. Село Жигули уже было видно, туда мы и пошли. Гора Лепешка осталась несколько в стороне, на Семь Братьев (что точно обозначает это название, узнать не удалось) тоже решили не идти, хотя видели поворот с грунтовки, весьма вероятно туда ведущий. Не было времени.

Прошли через село Жигули, по дороге выясняя где и когда останавливается омик. Часам к восьми вечера вышли к Молодецкому кургану. Молодецкий курган произвел на нас не очень приятное впечатление большим количеством мусора и отдыхающего народа... Хотя место это само по себе достаточно красивое.

Поход вдоль Волги и Усы. В селе Жигули
Идем по селу Жигули. Костя, Славик, Славик.

На ужин сварили оставшиеся полтора картошки, зато с четырьмя банками тушенки. Славик М. решил поменять одну банку тушенки на хлеб у туркружка, который был расположен по соседству. Но они меняться не стали. Просто подарили полбуханки, а тушенку брать не стали. Костя установил свою антенну. Лагерь наш с этой антенной на фоне вечернего (а утром соответственно утреннего) неба выглядел солидно.

Ночью Костя и я решили подняться на Молодецкий курган, правда перепутали тропинки и вышли на другую его сторону. Пришлось возвращаться в лагерь.

16 сентября
Собрались, сели на Омик и отправились домой. Поход закончился. Омик проходил мимо тех мест, где мы вчера шли. Видели мы и Семь Братьев, если это конечно были они.

Поход вдоль Волги и Усы. Утро последнего дня
Я утром последнего дня нашего похода, в районе Молодецкого кургана.

Поход вдоль Волги и Усы. На Омике
Я на Омике по дороге в Тольятти.

Когда я вернулся домой, узнал, что за время нашего пути террористы нанесли удар по Нью-Йорку пассажирскими самолетами. Конечно мы попали под подозрение - как же, ушли четверо в лес непонятно зачем... Один из них (Костя) был нагружен радиоаппаратурой... Но доказательств нашей причастности представлено не было :)

Поход вдоль Волги и Усы. Я с сестрой и котом
А это я уже дома. С сестрой (для контраста), которая держит своего любимого кота.

Сайт туристов Самары и Самарской области
© 2000 - 2018 При использовании материалов сайта ссылка на www.TrumanOutdoor.ru обязательна!