ВЫБИРАЙТЕ:

Статьи
- Отчеты
- Рассказы
- Фотоальбомы
- Творчество
- Слеты
- Советы
- Снаряжение
Природа
- Цветы
- Животные
- Грибы
Архив
Форум
Чат
Рубрики: Отчеты; Вид похода: Водный; Район: Карелия; Продолжительность: Более недели; Дата публикации: 05/11/2010

Возвращение в Карелию

Впечатления-фотоотчет

Автор: AnthonyA (Самара)

Обсудить на форуме

Действующие персонажи:
Алексей
Алексей
Вика
Вика
Свирь
и байдарка Свирь


Еще не видели это фото? У домика лесника

Еще не читали эту статью?
Вылазка на пик Порожистый по реке Бабха

Мечта о походе в Карелию возникла давно, в последнее время превратившись практически в навязчивую идею. Видимо, Карелия оставляет в душе нечто, что постоянно тянет вернуться туда снова.

Хотели попасть в Карелию еще прошлым летом, но из-за лимита отпускного времени "променяли" ее на Урал. Скорее всего и правильно: опыт Ая дал направление для дальнейшей оптимизации снаряжения, ведь водный поход вдвоем имеет свою специфику. Например, практически исключает челночную переноску вещей - все надо перенести за одну ходку. А также принять во внимание, что напарник - девушка.

Итак, выбрав Суну, как практически идеальную речку для "возвращения" в Карелию, а для Вики - и первого знакомства с ней, продумав попутную "цивилизованную" культурную программу, разработав точный график движения по маршруту (отпуск-то короткий!) и закупив сразу все билеты, мы сели ночью на скорый 107 до Санкт-Петербурга. Путешествие началось!

Дорога туда

Учитывая, что до Питера ехать весь день, на билетах экономить не стали, выкупив полностью плацкартное купе. На верхние полки закинули рюкзак и упаковку с байдаркой, сами с комфортом расположились на нижних. Вагон - из новых, с кондиционером. Теперь при покупке билетов через сайт РЖД появилась возможность выбирать тип плацкартного вагона (с кондиционером или обычный), что, кстати, не сказывается на стоимости билетов.

В поезде. Мы еще "принадлежим" цивилизации
В поезде. Мы еще "принадлежим" цивилизации

Кондиционер позволял совершенно забыть о 40-градусной жаре снаружи. Мы сполна ее ощутили, выскочив в Рязани пополнить запас всякого вкусного (отмечаем отпуск и долгожданную поездку!) и купить соль (забыл выделить часть на дорогу :-)

После Москвы начал обзванивать такси в Питере для переезда с Московского на Ладожский вокзал (далее отправлялись с него). Оператор одной из служб, узнав, что нужен "универсал" для перевозки крупногабаритных вещей, с подозрением поинтересовалась, что мы собираемся везти? Поняв, на что она намекает, ответил: "не волнуйтесь, не гроб!".

В итоге выбрали "Городскую службу такси". Уже в Питере они заранее отзвонились с извинениями, что "универсалы" все заняты и они пришлют минивен(!). Смирился с мыслью, что за это придется доплатить, но приятно удивился, что все в пределах заранее оговоренных 300 рублей.

А вот за камеру хранения на Ладожском отдали почти тысячу (теперь это стало дорогим удовольствием). Загрузили вещи и отправились осматривать достопримечательности "культурной столицы" России.

Питер. Впечатления

Утренний Питер встретил пасмурной и прохладной погодой

Раннее утро. Улицы пока пустынны
Раннее утро. Улицы пока пустынны

На Дворцовой площади
На Дворцовой площади

Что успели:

Прогулялись по набережной Невы - город собирался праздновать День Военно-морского флота:



Посетили Исакиевский собор:



Маятник Фуко сняли (жаль!), а сам собор теперь действующий:



Залезли на колоннаду - 200 каменных ступенек по винтовой лестнице:



Полюбовались видами:



Взяли экскурсию по каналам города - интересно и красиво, но в конце стало припекать солнце:



Пообедали в ресторане "Фрикадельки" - вкусно, почти домашняя еда и относительно недорого и отправились в парк отсидеться в теньке до поезда - жара!



С Питером у меня не сложилось с детства, еще в то время он показался мне каким-то "пошарпанным". Интересно было мнение Вики, которая здесь была в первый раз. К сожалению, у нее сложилось точно такое же впечатление плюс поразила бедность на грани нищеты обычных жителей города.

Приехали обратно на Ладожский вокзал, здесь уже стали собираться туристические группы водников (о! мы не одни :-)

Ладожский вокзал. Собираются группы водников
Ладожский вокзал. Собираются группы водников

Дождались посадки в наш 350 поезд, загрузились в прогретый вагон вместе с двумя большими группами, которые после отправления начали пить вино из картонных коробок. Я отказал себе даже в бутылке пива - завтра был ранний подъем, сборы и переход как минимум в 20 км.

Вечерело, солнце склонилось к горизонту, стало более прохладно... Через некоторое время заметил некоторое беспокойство Вики и немой вопрос в глазах. Сразу понял в чем дело: время близилось к 11 вечера, а солнце окончательно садиться не собиралось. Вика в первый раз увидела белую ночь: "а спать-то как?" :-)

День 1

Встали за полтора часа до прибытия, все группы сошли раньше, мы ехали дальше всех.

Оперативно выгрузились на станции Брусничная, кроме нас с поезда сошла семейная пара.

Станция Брусничная - начальная точка нашего похода
Станция Брусничная - начальная точка нашего похода

Дошли до места сбора у озера Суккозера - бросил рюкзак и побежал к воде умываться - я наконец-то опять в Карелии! Озерная даль, острова, покрытые соснами, гранитные валуны, мох, брусника и черника вместо травы - все атрибуты Карелии были на месте!

Карелия!
Карелия!

Неспешно собрались, позавтракали, загрузились (оптимизация снаряжения и загрузки по гермам позволила все разместить внутри байдарки, на Урале у нас 2 гермы ехали на деке - Свирь это не Таймень :-) и отплыли.

Первые километры по Суккозеру
Первые километры по Суккозеру

За день нужно было пересечь 14 км Суккозера, одного из двух крупных озер на маршруте. Несмотря на множество озер дальше, потом единодушно сошлись во мнении, что лучшие песчаные заливы были именно тут.



Прозрачная вода с коричневатым, на мелководье оранжевым, оттенком, крупный чистый песок, стволы топляка по берегу, гранит, сосны - все это напоминало пейзажи из сериала BBC про динозавров, так и кажется, что вот сейчас один из них выйдет на этот берег...





Обогнали группу на трех Тайменях, они уже встали на стоянку, видимо не стали утруждать себя в первый день. Мы не могли позволить себе такой роскоши - график движения был плотным и в дальнейшем на маршруте мы только обгоняли других :-)

Долго искали исток Суккозерки. По описанию он находился в конце озера между двух островов. Этих островов мы насчитали штук десять. В результате обнаружили исток, заросший камышом, по шуму переката на остатках плотины.

Пообедали, просмотрели препятствие, сорвали первую из трех найденных на маршруте ягод морошки (Вика ела первый раз, ей не понравилось), прошли перекат и пошли петлять среди низких болотистых берегов реки Суккозерки.

По берегам сплошные болота
По берегам сплошные болота

Утки совершенно не боятся, можно брать руками
Утки совершенно не боятся, можно брать руками

Через 5 км вошли в небольшое озеро Колми и встали на намеченной стоянке.

Стоянка на озере Колми
Стоянка на озере Колми

Жара... Кровососущие менялись волнами: днем - слепни и оводы, к вечеру на смену приходила мошка, ночью - комары. В итоге все набивались под тент палатки, бились об него и противно жужжали. Жуть.

Закат на озере Колми
Закат на озере Колми

День 2

Встали рано, в 6 утра, около 8 были на воде (в дальнейшем придерживались именно такого ритма, что позволяло проходить основную часть дневной нормы с утра, "по холодку" и часам к 4 вечера уже вставать на стоянку).

Безветренное утро и уже припекающее солнце явно намекали на дневную жару. Отчалили в предвкушении первых перекатов и порогов.

Безветренное жаркое утро
Безветренное жаркое утро

Прошли первый простой порог - два чистых слива. Несмотря на простоту, на Вику порог произвел впечатление - уклон, видный невооруженным взглядом, сильное течение, вода бурлит...

Первый порог
Первый порог

Попутно начал рассказывать ей основные моменты прохождения препятствий - осмысленные действия матроса в пороге - половина успеха :-) К середине маршрута она уже могла при осмотре определить основную схему движения в пороге, а при прохождении - практически без ошибок управлять "своей частью" байдарки.

За поворотом начало порога Нежданный
За поворотом начало порога Нежданный

Подошли к порогу Нежданный - наверное, самое серьезное препятствие на маршруте. После осмотра решили обнести - начало похода, начало ходового дня - "дырявиться" очень не хотелось.

Мост на пороге Нежданный
Мост на пороге Нежданный

По натоптанной тропе обнеслись, в последней ступени искупались, попутно отработав самосплав по порогу :-)

Самосплав
Самосплав

После небольшого плеса и поворота вылетели на короткий, но мощный порог с приличным падением. Я так и не понял, что это было - отдельный порог или последняя ступень Нежданного - вошли, в середине сели на камень (заработав единственную за весь поход дырку), но удачно столкнулись, поборолись с прижимом на скальную стенку и скатились в конце по валам, как с горки!

Порог, на котором мы заработали единственную пробоину
Порог, на котором мы заработали единственную пробоину

Дырку заклеил сантехническим скотчем, планируя сделать капитальную заплатку вечером на стоянке, но в итоге скотча надолго не хватило, пришлось клеиться на обеде на топком болотистом берегу.

Топкие, но живописные берега
Топкие, но живописные берега

Вошли в Торосозеро, в котором я неверно выбрал направление (компас-то лень доставать, мы ведь и так можем!). В итоге мы пронеслись под попутным ветром практически в противоположный его конец. Обратно гребли против усилившегося ветра под мой тихий мат :-)

Вошли в Торосозерку, попетляли по болотам и подошли к мосту с порогом перед впадением реки в озеро Гимольское.

Мост на пороге при входе в Гимольское
Мост на пороге при входе в Гимольское

Устали. Жара, обнос и лишние километров семь по Торосозеру нас вымотали. Честно говоря, была мысль встать на ночлег перед порогом, но близость конечной точки дневного перехода - начала озера Гимольского, сравнительно простое препятствие и отсутствие приличной стоянки вкупе с близостью дороги заставили стиснуть зубы. Прошли порог чисто, проскочив под нависающим мостом и вошли в самое крупное озеро на маршруте - Гимольское.

Озеро Гимольское
Озеро Гимольское

Проплыли мимо стоянки катамаранщиков на скальном архипелаге с голозадым мужиком на берегу и взяли курс на остров Деньга, на котором должна была быть планируемая стоянка. В результате встали на небольшом острове напротив на небольшой стоянке, скорее рыбацкой или для небольшой группы.

Остров с нашей стоянкой
Остров с нашей стоянкой

Это была, наверное, лучшая стоянка за весь маршрут - настолько живописен был сам остров и вид с него.

Остров покрыт гранитными валунами
Остров покрыт гранитными валунами

Вдобавок, он продувался ветром, поэтому с гнусом тут проблем не было.

Камин защищает костер от ветра
Камин защищает костер от ветра

Надо отметить, что количество гнуса уменьшалось пропорционально пройденным километрам, к последней стоянке практически исчезнув. С чем это было связано, сказать трудно, как предположение - удаление от болотистых участков, которыми изобиловало начало маршрута.

Нашли "пятачок" среди валунов для установки палатки
Нашли "пятачок" среди валунов для установки палатки

Поужинали. Вика пошла спать, а я взял спиннинг и, нацепив блесну, пошел попытать удачи.

Рыжий мох
Рыжий мох

На третьем забросе поймал окуня (отпустил), а еще через пару-тройков бросков вытащил щуку на полтора килограмма. Попытался сделать из нее "щуку по-гречески", оставив томиться в котелке до утра (по рецепту мелкие кости протушиваются, как в консервах). Но фокус не удался, кости остались, что-то видимо сделал не так :-)

Вот с этой гранитный плиты выловил щуку
Вот с этой гранитный плиты выловил щуку

С рыбалкой завязали после второй пойманной щуки на Поросозере - что делать с такими рыбинами при наличии двоих едоков и полной продуктовой раскладки - непонятно. Короче, рыбу не осилили :-) Также нет фоток "я с щукой на фоне карельского озера" - уж очень банально :-)

Закат на Гимольском
Закат на Гимольском

День 3

Сегодня предстояло пройти минимум 25 км и полностью пересечь Гимольское. Опасался встречного сильного ветра, который мог сильно осложнить задачу - накануне ветер предпринял попытку разгуляться к вечеру. А шторм на таком озере может начаться за 15-20 минут. Но дальше легкого бриза, приятно смягчающего жару, дело не пошло.

Ушли разминаться на берег
Ушли разминаться на берег

Гимольское впечатляет своими размерами. Противоположный берег теряется в голубоватой дымке. Из достопримечательностей - в него впадает речка Вотто, протекающая мимо священной горы Воттовара, на которой обнаружены древние святилища. На нее многие группы делают радиальный выход, но по времени мы не укладывались. Да и байдарку оставить не с кем.

Просторы Гимольского
Просторы Гимольского

Практически пересекли озеро, подошло время обеда, но топкие болотистые берега не позволили сделать это на берегу, поэтому решили перекусить прямо на воде возле гранитного валуна, торчащего из воды, около которого глубина была небольшая:

Пикник на воде :-)
Пикник на воде :-)

Из Гимольского вытекает уже собственно сама Суна.

Начало Суны
Начало Суны

Вошли в нее и встали на стоянку на мысе острова перед впадением реки в озеро Кудамгубское.

Вид со стоянки
Вид со стоянки

Этот день был самым жарким из всех. Проигнорировав мои неоднократные призывы надеть майку с длинным рукавом (вот упрямая!) Вика за день все-таки "нахваталась" солнца и получила, если не солнечный удар, то состояние, близкое к этому.

День 4

Утренний бриз принес небольшое облегчение. Сегодня надо пройти всего около 18 км, главное встать максимально близко к каскаду из трех самых мощных порогов на реке, следующих практически друг за другом, чтобы пройти их в начале следующего дня и иметь, на всякий случай, запас по времени в случае аварийной ситуации.

У Вики сильная слабость после вчерашнего перегрева. Надеваю на нее майку с длинным рукавом, платок на шею - не сопротивляется, куда только делась упрямство. Ругаюсь на нее, да и на себя тоже, что накануне не проявил необходимую твердость, но с ней совладать тяжело, понимание приходит только после ощущения последствий на собственной шкуре.

Входим в озеро Кудамгубское. Озеро большое, берега покрыты камышом. Чувствуется, что рыбы много, не зря с утра уже крутятся по озеру пара местных моторок из Гимол.

Озеро Кудамгубское
Озеро Кудамгубское

Ветер встречный, но не очень сильный. Заставляю Вику просто сидеть и отдыхать, и пересекаю озеро собственными силами:



Входим в Суну, минуем круглое живописное озерцо Узвегилампи справа по ходу, встречаем надувную лодку под мотором с двумя местными рыбаками (поприветствовали друг друга) и по сильно разлившейся реке входим в озеро Чудозеро, в конце которого планируемая стоянка.

Упавшая сосна перед входом в Чудозеро
Упавшая сосна перед входом в Чудозеро

На мысу при входе в озеро встречаем отплывающий катамаран под мотором. Потом мы его встретили во главе большой группы из порядка 12-15 байдарок на Валазменском пороге - видимо сплав какого-то турклуба.

После небольшой разминки на берегу, гребем дальше. Ветер встречный и явно крепчает, а со стоянками туго, чувствуется близость крупного поселка Поросозеро.

На озере попадаются моторки, стоянки по правому берегу оканчиваются натоптанными тропами, уходящими вглубь леса; с левого берега - рыбацкие, фактически только одно костровище, даже одну палатку не поставишь и выгрузка/загрузка с воды затруднена.

Решаем пройти еще дальше. Чудозеро постепенно переходит в Поросозеро (переход чисто условный, никакого сужения или протоки). В итоге выбираем стоянку на высоком мысе, далеко выступающем в озеро. Среди просмотренных, это - наиболее удобный и безопасный вариант стоянки. Встаем!

Стоянка на мысу в Поросозере
Стоянка на мысу в Поросозере

Ставим палатку. Несмотря на то, что всего 4 часа дня, отправляю Вику спать (дополнительный отдых после перегрева ей явно не помешает), сам иду осматривать окрестности.

На мысу явно видны углубления искусственного происхождения, полузасыпанные от времени. Очень похоже на окопы, да и сам мыс, со стратегической точки зрения, подходит для организации здесь обороны. По возвращению прочитал, что в этом районе велись ожесточенные бои при Медвежьегорской наступательной операции в 1942г и при освобождении Медвежьегорска в 1944г., так что вполне возможно...



Ловлю последнюю (по причинам, описанным выше :-) за поход щуку и после наваристой ухи (самый большой котелок на 2 литра, а щука на полтора килограмма :-) заваливаемся спать - завтра три самых мощных порога подряд...

Закат на Поросозере

День 5

Раннее туманное утро. Красный диск солнца, проглядывающий сквозь туман, выглядит зловеще - однако хорошее начало дня: :-)

Туманное утро
Туманное утро

Два часа на завтрак и неспешные сборы, отплываем, сопровождаемые тучей мошки.

По берегам озера вбиты деревянные сваи. Первый раз мы обнаружили их еще на Кудамгубском озере. Долго гадали их предназначение. Сошлись на версии, что они как-то были связаны со сплавом леса (в воде тут и там попадались топляки). Может использовались в качестве "отбойников", препятствуя уходу сплавного леса на мелководье к берегу?

Сваи вдоль берега на Поросозере
Сваи вдоль берега на Поросозере

Вот и ж/д мост, по которому мы проезжали в сторону Брусничной - замкнули маленький круг :-)

Ж/д мост перед поселком
Ж/д мост перед поселком

И сам поселок Поросозеро с лодочными сараями на берегу:

Лодочные сараи
Лодочные сараи

Проходим проселок и через некоторое время слышим шум - порог Пристанский. Ну что, пошли смотреть, что тут у нас...

Первая ступень Пристанского
Первая ступень Пристанского

Две ступени, разделенные уловом. Первая ступень мощнее второй, но проще в прохождении.

Вторая ступень Пристанского
Вторая ступень Пристанского

Намечаем линию движения, садимся в байдарку - понеслись!

Проходим первую ступень прямо по центральным валам (Вику - с головой :-), заходим в улово, разворачиваемся, выравниваемся, четко входим во вторую ступень (отрабатываем заход в улово и выход на струю :-), уходим от прижима (тренируем управляющие гребки :-), внимание на выходе... Все, прошли чисто! Первый есть.

На очереди Валазменский. Высаживаемся на берег для осмотра. Прямо вдоль тропы разбит лагерь, стоит большая группа, человек тридцать. Это те самые, под предводительством моторного катамарана.

На берегу остатки медеплавильного завода времен Петра I (набираем на память зеленых камушков - остатки руды после выплавки)...

Остатки медеплавильного завода
Остатки медеплавильного завода

Проходим через лагерь, быстро осматриваем порог: мощный, с жесткими метровыми валами, под правым берегом здоровенная плита, за ней мощная бочка (так, в нее бы не залететь, держимся левее), на выходе гряда камней (проход найдем по обстановке). Все, идем!

Порог Валазменский
Порог Валазменский

Одна девушка из группы задает вопрос: "ну так что, решились наконец? идете?". Не могу сообразить, в чем скрытый смысл вопроса (порог мощный, но технически несложен в прохождении), отвечаю: "Конечно, а какие варианты? Не обносить же...". Девушка с радостными криками "ну хоть кого-то снимем, как проходят!" побежала за фотоаппаратом.

Тут до нас дошло, что порог они не проходили. Ну, если будут снимать, тогда прошу записать мой e-mail для отсылки фотографии (очень охота посмотреть на себя со стороны :-) и под взглядами толпы зрителей поехали. Показательные выступления, блин.

При заходе в порог испытываю забытое чувство какой-то неотвратимости события: течение убыстряется, тебя втягивает в порог и вот точка невозврата, после которой - только вперед, назад пути нет.

Последние указания. Вошли. Валы действительно жесткие, байдарка умещается сразу на трех. Хорошо представляя, что твориться впереди у Вики, которая периодически с головой уходит в воду, думаю: "лишь бы не испугалась и не запаниковала". Но она молодец, весло не бросает, гребет. На последних валах у меня сорвало юбку с одной стороны (то ли с размером не так, то ли не "села" еще по месту) - тут же ведро воды в байдарке :-) Из-за юбки чуть замешкался на выходе и в результате не совсем четко вошли в проход между камнями в выходной гряде, "чиркнув" кормой. Второй есть.

- Ну и как ощущения? - спрашиваю Вику.

- Класс! Мне понравилось! - отвечает она.

Развернулись, забрались немного вверх по порогу, постояли на струе за камнем, отдышались...

Валазменский. Вид снизу
Валазменский. Вид снизу

Выглянуло солнце, неторопясь погребли к следующему порогу - Мельничному. Турклуб сворачивал лагерь, некоторые уже спускали байдарки на воду.

Мельничный предваряет длинная шивера, метров 300. Встали перед ней, быстро сбегал, посмотрел - до порога все просто. Прошли шиверу, зачалились у левого берега, пошли смотреть порог.

Входная шивера
Входная шивера

Он был явно сложнее первых двух. Залог успешного прохождения - войти ровно между двух мощных бочек на входе.

Вика на фоне бочек Мельничного
Вика на фоне бочек Мельничного

Прошли последнюю часть входной шиверы и из улова около левого берега вошли в порог. Бочки на входе - потом еще между двух - к правому берегу - небольшой слалом между камнями вдоль него и на середину на выходе.

Мельничный порог
Мельничный порог

Третий - чисто! Все, сверхзадача дня выполнена, можно спокойно обедать :-)

Встали на стоянке сразу после порога, на солнышке разложили нехитрый, но калорийный перекус :-) За обедом посетовал, насколько сложнее нам приходится вдвоем при прохождении порогов. Вот большой группой, как у турклуба, да еще с катамараном, намного проще: можно организовать страховку и с берега и с воды, расставить в ответственных местах сигнальщиков, посмотреть и учесть возможные ошибки других экипажей и прочая и прочая - рассказывал я Вике, - а нам с тобой только на себя и полагаться.

Только отплыли после обеда, как в начале порога показалась первая байдарка турклуба. Вот и посмотрим, сказала Вика, как ты рассказывал, будет проходить большая группа.

Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что байдарки, одна за другой, просто валяться в порог, как горох: кто вправо, кто влево, вот уже одних развернуло, других кильнуло, третьи засели на входе и все остальные в них паровозиком...

Идет турклуб
Идет турклуб

Ни о каком плане прохождения речи не шло, никто не ничего показывал и ничему не учил - спрашивается, какие навыки приобретут участники похода после него? Да уж...

Развернулись и погребли в сторону протоки в Пяльвозеро.

Пляж в Пяльвозере
Пляж в Пяльвозере

Несмотря на достаточно сильный встречный ветер (как хорошо, что до ветреной погоды успели пройти Гимольское!) достаточно свободно пересекли озеро, от плеса до плеса которого метался моторный катамаран турклуба в поисках стоянки для группы.

В конце озера увидели избушку, в которой, согласно описанию, возможна остановка. Но это не наш вариант. Погребли дальше.

Избушка в конце Пяльвозера
Избушка в конце Пяльвозера

Снова Суна, снова низкие болотистые берега... Встали на сосновом пригорке, окруженным болотом. Жара немного спала, стало прохладней.

Стоянка на сосновом пригорке
Стоянка на сосновом пригорке

В ночь у Вики разболелась десна вокруг зуба мудрости, который решил расти дальше именно в походе. Впереди нас ждала новая напасть...

Закат
Закат

День 6

С утра - безоблачное небо и солнце.

Ясное утро на Суне
Ясное утро на Суне

Приготовились к жаре, но поднялся прохладный ветер, набежали облачка - погода то, что надо!

Стало прохладней
Стало прохладней

После пары поворотов - раздвоение русла, быстроток и первый на сегодня порог - Мартококоски (Ворчун). Прохождение порогов с утра значительно осложняло солнце - против него, да еще не поднявшегося в зенит, практически ничего не видно, только блики от бурлящей воды. Осматривай, не осматривай - все практически без толку, отметил только, что порог состоит из трех ступеней, разделенных уловами. Значит будет, где передохнуть и осмотреться...

После Мартококоски
После Мартококоски

И понеслись пороги: Мартококоски, Коссаниски, Корбикоски, много безымянных... Идем сходу, чисто, на скорости, принимая решения по обстановке. Красиво! Чувствую, что зарываемся - как бы не быть беде.

Пороги, пороги...
Пороги, пороги...

Перед очередным порогом заставляю себя вылезти для осмотра, и не зря - по руслу много камней, линия движения не очевидна, обливные камни, которые с воды явно не видны. Проход по центру не понравился, сколько не запоминал и не расставлял ориентиров - не нравиться. Принимаю решение пройти по мелководью вдоль правого берега и резко стартануть от него на основную струю. Да, схалтурили, но нам простительно, тем более, что на этом порог не кончился - впереди нас еще ждало продолжение порога и мост в конце.

Мост в конце порога
Мост в конце порога

Зато очень понравился последний на сегодня порог - Лебикоски. Он состоит из пяти-шести ступеней: вроде уж должен кончится, а за поворотом - новая ступень! Вот уж где поработали и получили истинное удовольствие, пройдя его сходу без единого касания. Слалом! Сошлись во мнении, что он - лучшее завершение дня!

Начало порога Лебикоски
Начало порога Лебикоски

Вошли в небольшое озеро Дяньгаслампи, из него по протоке попадаем в красивое Линдозеро со множеством песчаных пляжей. В конце озера - одноименная деревня, поэтому на озере были замечены рыбаки и просто отдыхающие.

На входе в озеро Дяньгаслампи
На входе в озеро Дяньгаслампи

На одном из шикарных пляжей на большом острове обнаружили оборудованную стоянку. На ней и встали.

Сосны на стоянке в Линдозере
Сосны на стоянке в Линдозере

После установки палатки при распаковке вещей, почувствовал, что чего-то не хватает. Фотоаппарата нет! Начали вспоминать, где видели его в последний раз. Точно! Оставил при осмотре возможной стоянки еще на озере Дяньгаслампи. Вышел, положил на берег, посмотрел стоянку, а вернулся другим путем... Делать нечего, надо возвращаться. Хорошо, что после пропажи не было порогов, иначе можно было смело распрощаться с аппаратом :-(

Сказал Вике, чтобы забралась в палатку и не "светилась" на берегу (деревня близко!), прыгнул в пустую байдарку и помчался. Озеро пересек быстро - помог сильный попутный ветер. Каково будет возвращаться против него?

На выходе из озера встретил группу на трех "Щуках". Судя по направлению, они шли на нашу стоянку.

Дошел до места, где оставил фотоаппарат (он спокойно дожидался меня на берегу), передохнул пару минут и рванул обратно.

Войдя обратно в Линдозеро, понял, что против ветра не выгребу, вдобавок пустую байдарку сильно сносило. Пошел вдоль берега, потом резко, уже под боковым ветром, пересек пролив до "нашего" острова, и под прикрытием него дошел до стоянки, догнав "Щук".

Гребя один, пройдя в 2,5 раза большее расстояние, чем они (понятно, что гнал, что байдарка пустая, но все-таки)... Нет, к выбору надувной байдарки не склонюсь, наверное, уже никогда, и не уговаривайте :-)

Предложил им встать рядом, стоянка-то огромная, и нам веселее, тем более, что мы уйдем рано, а они хотели оставаться здесь на дневку. Группа долго совещалась на воде, но приняли решение идти на другую стоянку. Ну и ладно, было бы предложено.

Приготовили ужин, в суп добавили единственный за поход подберезовик, найденный при осмотре порога :-) и решили добавить немного романтической составляющей в виде свечки, которая в условиях белой ночи смотрелась несколько нелепо :-)

Грибной суп, сало, чеснок и свечка. Романтика! :-)
Грибной суп, сало, чеснок и свечка. Романтика! :-)

Романтики добавил шикарный закат:

Закат на Линдозере
Закат на Линдозере

Ночь для Вики была ужасной, опять разболелась десна. Лежать она не могла - щека мгновенно распухала, спать было невозможно. Каюсь, в ночь я просто "отрубился", полагая, что начнет действовать принятое обезболивающее и Вика уснет, но его действие, даже в виде нурофена, оказалось недолгим.

День 7

Утро. Перераспределяю завтрак - отдаю двойную порцию каши Вике, сам съедаю все твердое. В 8 на воде, стандартно.

Заставляю Вику отдыхать, греблю беру на себя. Самое интересное, что стоит ей только принять вертикальное положение, опухоль спадает прямо на глазах и десна постепенно утихает. Ускоряем и закрепляем это парацетамолом.

Сегодня "план" из 10 порогов. Начинаем с Уйтоженкоски (по описанию "Мост-порог" - видимо прижилось более простое название :-). Сильный широкий быстроток, в конце каменистая гряда, приличные валы. После река разливается до ширины порядка 100 метров и на выходе еще одна ступень. Несложно, но быстро:

На выходе с порога Уйтоженкоски
На выходе с порога Уйтоженкоски

Проходим каскад порогов: Шильмятойкоски, Ковеланлиете-коски, Леполису... Ох уж эти саамские названия! Какой "коски" идем, уже непонятно, пролетаем их сходу.

После очередного порога
После очередного порога

Порог Сухой оправдывает свое название - куча валунов в русле и мелко. Даже на порог не похоже.

Порог Сухой
Порог Сухой

На обеде догнали еще две группы :-)

И вот кульминация дня - порог Длинный.

Вылезли...



...оценили заход:



...пофоткались на огромных валунах вдоль берега с видом на начало порога:



Он действительно длинный, около 1,2 км, но сложность представляет начало - на входе 2 плиты с бочками и метровыми валами ниже (потрепало!) и выход с крутым левым поворотом. День без аварий, все прохождения чистые.

За порогом - живописный уютный плес и неплохая стоянка, правда на крутой горе:



Разбили лагерь, накрыли стол своей фирменной зеленой скатертью и поужинали, любуясь шикарными видами озера и последней ступени Длинного:



В окрестностях обнаружили живописные маленькие елочки



и следы ролевой игры "Выжить любой ценой":



Прогулялись на болото: грибов нет, морошки нет, клюква зеленая.

Памятуя о предыдущей бессонной ночи, организовали Вике полусидячее спальное место из спасжилетов.

Ночь прошла лучше.

День 8

Привычное ранее утро, ранний завтрак и сборы, первые пороги... Они уже стали привычным делом, сколько их уже прошли - 25? 30? Сегодня последние.

Раннее утро
Раннее утро

Из всех запомнился порог Блин. Короткий, с виду ничего особенного. Только при просмотре замечаем на основной струе обливной кусок скалы, ровно в том месте, куда и пойдешь с наплыва. Решаем идти левее и в конце уйти в середину от гряды камней.

Порог Блин
Порог Блин

Порог мощный. В конце порога при уходе от гряды камней была попытка накрыть байдарку валом сбоку, но удачно выровнялись, вылетев из порога под внимательными взглядами туристов из группы, стоявшей на берегу. Не дождетесь! :-)

И вот наконец последний порог - Ледяной. По описанию он заканчивается мощной бочкой, но ее не обнаружили. Или просто пролетели :-)

Все пороги позади, Суна разливается в широких скальных берегах. По берегу на соснах висят красные таблички. Подплываем, чтобы рассмотреть - это реклама местных перевозчиков. На всякий случай записываю их номер. Потом правда выяснилось, что у них самые высокие цены.

Скалистые берега разлившейся Суны:





Попутно на берегу обнаружили крупную чернику и бруснику. Не отказали себе в удовольствии...





Связи пока нет, несмотря на близость крупного поселка Гирвас, конечной точки нашего похода, а ведь нам необходимо завтра уже быть в Петрозаводске, где нас ожидает забронированная гостиница и культурная программа :-)

Входим в Викшозеро. Красивые берега с песчаными пляжами. Со стоянками проблем нет. На высоком берегу обнаруживаю неустойчивую связь и начинаю обзванивать номера перевозчиков, выбранных еще заранее в Самаре. В итоге остановились на грузопассажирском Фольксвагене за 1800 руб (по факту выходит 8,5 руб/км - очень приемлемо по самарским меркам).

Берега Викшозера
Берега Викшозера

Со спокойной душой встаем на стоянку. Вику сразу отправляю высыпаться (что ей, к счастью, удается - десна немного успокоилась). Сам разбираю вещи, устраиваю большую стирку (завтра уже в цивилизацию :-), пеку на горелке оладьи, которые мы с остатками сгущенки сметаем вместо обеда :-)

Вид со стоянки
Вид со стоянки

Скоро ужин
Скоро ужин

Последняя ночь на маршруте. Ужинаем за столом с видом на озеро. Добиваем остатки еды и спирта. Ночью спали как убитые :-)

Закат на Викшозере
Закат на Викшозере

День 9

Быстро собираемся, завтракаем, пакуемся. Гермы полегчали на 10 кг продуктов.

Расслабляться уже некогда, к 12 в Гирвас подъедет машина, а до него еще около 9 км.

Входим в пролив, ведущий к поселку, успеваем остановиться на плотине, перегородившей старое русло Суны. Теперь имеем ясное представление, что находится "под тобой", когда сплавляешься.

Старое русло Суны
Старое русло Суны

По каналу Пионерный, по которому и потекла "новая" Суна, доходим до Пальеозерской ГЭС.

Канал Пионерный
Канал Пионерный

Фольксваген подъехал с удивительной точностью, пакуем последние вещи, закидываем их в грузовой отсек. Сами с комфортом располагаемся в салоне и обедаем по пути в Петрозаводск.

Город встретил нас жарой. В ожидании открытия камеры хранения после обеда, "бомжуем" на вокзале, попутно изучая карту города:

На вокзале в Петрозаводске
На вокзале в Петрозаводске

Все, вещи сданы, идем в гостиницу. Дальнейший кайф для тех, кто понимает - отмывшись и побрившись горячей водой, развалился на широкой кровати перед телевизором с бутылкой холодного пива. О, да!!! :-)

Вечером по плану отмечаем окончание похода. Для этих целей был выбран ресторан "Карельская горница":



В ресторане ВСЕ, начиная от интерьера до солонок на столе выдержано в национальном стиле. Несколько залов с различным оформлением. Шеф-повар ресторана родом из Финляндии.





Под карельские напевы и обсуждение самых интересных моментов похода съели:

- Мясо оленя, лося и свинины с горчичным соусом и клюквой.
- Калитку с горохом по старокарельскому рецепту.
- Ямкино угощение - уха из копченого сига.
- Каларуокка - уха по-старокарельски из форели.
- Охотничье угощение - лосятина, свинина, грибы с можжевеловым соусом. Подается с ягодами ежевики.
- Творожный десерт - ягоды черники, запеченные с творогом и сливками в сдобном тесте.
- Фирменный свежевыпеченный хлеб.

и выпили:
- Настойка "Охотничья" горькая на карельских травах с добавлением меда.
- Клюквенный квас.
- Чай на карельских травах.

И, внимание!, счет за все это составил 2500 руб. В Самаре отдали бы раза в полтора-два больше. Заведением остались очень довольны!

После ужина решили прогуляться по городу до набережной, заодно разведав путь до речного порта - завтра нас ждала экскурсия на Кижи.

Петрозаводск. Впечатления

Гостиница "Северная"
Гостиница "Северная"

От города - в восторге. Поразила нереальная для российских городов чистота, хотя дворников не видно. Все здания, вплоть до деревянных петровской эпохи, поддерживаются в отличном состоянии:



Много гуляющих с детьми, с колясками - сидят на лавочках, на газонах. Абсолютно спокойная обстановка, чувствуется, что ритм жизни намного спокойней нашего. Даже складывается впечатление, что никто не работает.

Зашли в краеведческий музей, накупили сувениров

Около краеведческого музея
Около краеведческого музея

Набережная Онежского озера. Цветы, скульптуры, тихо, чисто.

Клумбы на набережной
Клумбы на набережной

Все кафе вынесены выше, музыка играет приглушенно, да и самих кафе намного меньше, чем на нашей набережной.

Чистота и тишина!
Чистота и тишина!

Дошли до речного порта - флот "Метеоров" и "Комет". Все содержаться в отличном состоянии, покрашены. Красивые суда!

Метеоры в порту
Метеоры в порту

По вечерним сумеркам дошли до гостиницы - спать! В кровати! :-))

День 10

Экскурсия на Кижи. На острове нам и еще нескольким экскурсантам выделяют отдельного гида - мы идем "вне конкурса", как заказавшие экскурсию через туроператора. Мелочь, а приятно :-)

Сама экскурсия очень интересная: северный быт и нравы самобытны, неповторимы и забавны. Если бы не жара... Отметили хорошую организацию экскурсии и трансфера, что очень нетипично для отечественных туров. Вспомнить хотя бы проблемы с экскурсиями на черноморском побережье...

Действующая церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Действующая церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Дом крестьянина Ошевнева и вид на погост
Дом крестьянина Ошевнева и вид на погост

Наш экскурсовод и русская печь
Наш экскурсовод и русская печь

Крытая хозяйственная часть дома
Крытая хозяйственная часть дома

Колокольня
Колокольня

Панорама острова
Панорама острова

Мельница
Мельница

На обратном пути на Онеге разыгрался нешуточный шторм, "Комету" бросало из стороны в сторону, но все прошло без проблем - спасибо советскому кораблестроению, строили с запасом!

А вечером был поезд до Москвы, опоздание более 4 часов из-за ночной грозы (а у нас "разрыв" между поездами 5 часов), забег на время с рюкзаками по подземному переходу между Ленинградским и Казанским вокзалами в условиях сильного задымления и 40-градусной жары (весь маршрут прошли строго по графику ради того, чтобы в конце опоздать? да ни за что!), ужасная ночь в 56 поезде до Самары при отсутствии кондиционера и наглухо закрытого окна в нашем купе (никогда не берите 3 и 6 купе в плацкарте - аварийные выходы, окна не открываются) и пекло в Самаре...

Цивилизация нас не принимала.



Заключение:

1. Река Суна - одна из красивейших рек Карелии, занимающая первое место по протяженности и абсолютной разнице высот истока и устья (отсюда не настолько длинные плесы и неплохая скорость течения даже в межень). Удобная заброска и выброска.

2. Пороги в основном не представляют сложности, многие идутся сходу, некоторые требуют навыков слаломного прохождения, часть - предварительного просмотра.

3. Общая длина нашего маршрута составила 180 км. Маршрут может быть сокращен за счет переноса места старта в Гирвас или Поросозеро. Но в этом случае исключается озерная часть маршрута (озера Суккозеро и Гимольское), что значительно, на мой взгляд, снижает его привлекательность. Да и ехать нам в такую даль из Средней полосы ради коротких маршрутов не имеет смысла.

4. Маршрут пройден за 8,5 дней с двумя полудневками. Запланированный график движения выдержан полностью, в середине маршрута шли даже с небольшим опережением. Особо хочу отметить, что Вика, несмотря на свой первый категорийный поход и все те болячки, которые на нее свалились, честно выполняла свою часть походных обязанностей. Конечно же, я старался максимально ее разгрузить. Представляю, как ей порой было трудно. Мое почтение и восхищение.


Партнеры: http://vts-prim.ru/ колесный экскаваторы e170w.
Сайт туристов Самары и Самарской области www.TrumanOutdoor.ru 2000 - 2010. При использовании материалов сайта ссылка на www.TrumanOutdoor.ru обязательна!