ВЫБИРАЙТЕ:

Архив
Форум
Чат
Рубрики: Отчеты; Вид похода: Лыжный; Район: Самарская область; Продолжительность: Неделя; Дата публикации: 27/03/2003

Полукругосветка

23 февраля - 1 марта 2002 года

Участники:
Вячеслав (Славик М.)
Truman (Я)

Обсудить на форуме

Еще не видели это фото? 9. Алтай 2012 (Телецкое озеро и Бия)

Еще не читали эту статью?
Валерычевский фестиваль

23 февраля
День Советской Армии. Вышли поздно. Пришли на Волгу и обломались - льда, который еще вчера местами покрывал Волгу от берега до берега, не было. Была куча битого льда. Постояли на берегу, обсудили создавшееся положение. Решили стартовать от Жигулевска. Когда шли назад, от берега, нас заметила какая-то бабка и сказала нам, что вчера кто-то утонул при попытке перейти Волгу. Добрая бабка.

Поколесив по городу на троллейбусах, приехали на автовокзал. В 15:00 сели в автобус до Тольятти и поехали. В автобусе слопали бутерброды с сыром.

Вышли на остановке Жигулевское море. Женщина, выходившая на той же остановке, помогла вытащить лыжи из автобуса, чтобы они не за кого не зацепились. Действительно добрая женщина. Ей тоже надо было ехать в Жигулевск. На остановке она то ли машину поймала, то ли водитель сам остановился и за червонец предложил доехать до Жигулевска... Ну мы вместе и поехали - не ждать же очередного автобуса, надоело уже. Тем более что дело уже двигалось к вечеру. Нас он за сорок рублей согласился добросить до Морквашей - оттуда удобнее нам путь было начинать...

Когда ехали через ГЭС увидели что ниже плотины Волга совершенно свободна ото льда... Хотя конечно может она там никогда не замерзает...

Водитель нас добросил, хотя и торопился под конец, до Морквашевской пристани, точнее до места где она обычно летом находится. Я в машине забыл шапку - первая потеря.

Мы сначала пошли пешком, неся лыжи в руках, потом надели их все-таки - зря что ли взяли - и пошли по уцелевшей ледовой полоске на берегу. Интересно так было: cовершенно свободная ото льда Волга, потом каменистый берег, потом полоска льда шириной два метра, по которой мы идем на лыжах, а потом опять каменистый склон...

Примерно в 18:45 остановились на ночлег. Долго мучались с костром, но все-таки разожгли его и сварили лапшу с фаршем. Чай допили из термоса. Неохота было воду кипятить еще раз...

24 февраля
Я спал отлично - местами даже жарко было. Утром развели костер гораздо быстрее, чем вечером, позавтракали геркулесом, заправили термосы чаем. Славик совершил сеанс радиосвязи с Усольем, ему сказали что Уса и Волга покрыты льдом, это нас обнадежило. Решили что в конце кругосветки будем идти по нормальному льду.

Славик проводит QSO
Славик выходит на связь. Это место на берегу Волги немного не доходя до Бахиловой поляны,

Завтрак
Это я жадно поедаю овсяную кашу.

Свернули лагерь, пошли... Дошли до поселка Бахилова поляна. Тут тек ручей - когда переходили через него извозили ботинки как свиньи (лыжи в руках несли конечно). Славик как обычно в каждом селении пошел искать магазин чтобы купить чего-нибудь совершенно ненужного на мой взгляд, а я остался его ждать.

На фоне Бахиловой поляны
А это я на фоне поселка Бахилова поляна.

Хотели к вечеру дойти до поселка Зольное... Но не дошли немного, что меня удивило. Остановились чуть ли не в дачном поселке, на берегу Волги, совсем рядом с водой. Неподалеку горел факел, где сжигался попутный газ. Славик притомился сказал, что не хочет есть, а хочет спать. И пошел в палатку. А я остался готовить еду. Но повалявшись в палатке Славик решил, что спать не хочет, а есть, наоборот, хочет. Ели рис с фаршем.

На берегу Волги
Ну тут я стою на берегу Волги недалеко от поселка Зольное. Судя по всему, дело идет к вечеру.

Опять на том же берегу
Опять на том же самом берегу в другом ракурсе. Ем бутерброд.

25 февраля

Ночью все время хлопал палаточный тент и плескались волны над ухом. Еще снег мелкий по крыше палатки стучал. Все время казалось, что кто-то ходит. Под утро действительно мимо палатки прошли, матерясь, рыбаки. Утром ели пюре быстрого приготовления. При попытке налить чай (или кофе, не помню уже) в термос я эту самую горячую жидкость налил себя зачем-то на руку... А термос уронил. Пропала половина запасов горячего питья :)

Почти полярная фотография
Утро после ночевки на берегу Волги у поселка Зольное.

Дошли на лыжах до Зольного, позвонили и отправили телеграмму в Самару. Ужаснулись как мало прошли. Конечно, идти надо ведь на лыжах, а не ползти. И по магазинам в деревнях меньше шататься. Решили взять лыжи в руки и пойти, пока можно.

Дошли пешком до поселка Солнечная поляна. На одном из столбов по дороге видели надпись "56 БОГ". Пятьдесят шестой Бог? Подумали что здесь живут столбопоклонники. И каждый столб у них пронумерован и считается богом.

Прошли поселок Богатырь - мимо известкового комбината. Уже в темноте подошли к селу Ширяево. Когда прошли через него, скользя по обледеневшей дороге, надели лыжи. Прошли еще немного и остановились. Были проблемы с дровами - еле насобирали на костер. На ужин была лапша с фаршем.

26 февраля
Позавтракали гречневой кашей, дошли до горы Верблюд. Славик пошел радиолюбительствовать. Потом пошли к поселку Гаврилова поляна. Пошли верхней тропинкой - хотя низом, по льду, было бы наверно удобнее.

После ночевки у села Ширяево
А это у села Ширяево.

Тропинка шла над небольшим обрывом. Славик каким-то образом умудрился с него упасть. Он попросил меня веревку ему кинуть но мне неохота было за веревкой в рюкзак лезть. Сказал ему чтобы он так вылазил. Но у него ничего не получалось - то за дерево схватится и с корнем его вырвет, то поскользнется... И сползал он все ниже и ниже. Так и пришлось мне за веревкой лезть и Славику кидать ее чтобы он вылез.

Славик надеялся на Гавриловой поляне найти столовую и там пообедать. Отговорить его от этой идеи не удалось. Пошли по этому до Гавриловой поляны без промежуточного поедания бутербродов. Видимо от недостатка пищи недалеко от Гавриловой поляны мне вдруг стало как-то нехорошо... Славик как обычно пошел искать магазин зачем-то - потому что столовой не было все равно - а я остался ждать.

Потом Славик вернулся и слопал банку консервов. Мне предложил несколько раз. Но есть я не мог и потому отказался. Только кружку чая выпил, и то с трудом.

Прошли еще немного - причем я с большим трудом - и заночевали. Пока Славик ставил палатку, я в каком-то коматозном состоянии лежал и смотрел вверх - над нами пролетели два филина, а потом они откуда-то начали орать свое "угу-угу"...

Есть ничего не готовили на этот раз. Славику было лень как обычно, а мне было все равно.

27 февраля
Утром я проснулся другим человеком - чувствовал себя хорошо. На завтрак был геркулес. Дошли до села Подгоры на лыжах по каким-то замерзшим озерам и протокам. Потом вышли на дорогу, взяли лыжи в руки и пошли пешком. Прошли мимо села Выползово -- мы так и не определили место где кончаются Подгоры и начинается Выползово. Потом прошли мимо соснового леса, который часто является конечным пунктом моих коротких вылазок на лыжах. По дороге нам несколько раз попадались навстречу, и обгоняли нас грузовики с какими-то стройматериалами - где-то в районе Подгор строили дорогу. Незадолго до села Рождествено немного перекусили. При входе в Рождествено была большая лужа, которую мы форсировали вброд. Долго искали магазин. Наконец-то нашли, докупили продуктов, которые у нас как раз подходили к концу.

На всякий случай спросили у местных жителей, как из Рождествено добраться до Самары... Вести были неутешительные - изредка только машина какая-то почтовая в Жигулевск ходит... А через Волгу ни вертолеты не летают, ни теплоходы не ходят... Очень рано Волга вскрылась. Только если на лодке кто перевезет... Или на судне с воздушной подушке - есть там и такое чудо техники.

Когда шли к берегу Волги, за нами увязался сумасшедший мальчик - шел и гыгыкал время от времени. Мы беспокоились, что он так за нами и будет идти. Я к нему обращался с просьбой идти своей дорогой, но он на эти просьбы слабо реагировал. Но в какой-то момент он от нас все-таки отстал.

Потом вышли на Верхний пляж и заночевали. Ели лапшу с последним фаршем. Фарш даже не протух до этого времени, несмотря на постоянно теплую погоду. Наша стоянка была практически напротив Жигулевского пивзавода - именно в тех местах где летом проходит Маркеловский фестиваль.

28 февраля
Проснулся, пытался разбудить Славика. Но Славик проявил силу воли и вставать не стал - встал он только когда еда была мной приготовлена. Ели пюре. Выглянуло солнце. При попытке высушить две пары носок над костром спалил их.

Солнечное утро на Верхнем пляже
Солнечное утро у села Рождествено - кажется там когда-то была пристань Верхний пляж. Практически на этом самом месте несколько лет подряд проводился Маркеловский фестиваль.

Близко родная Самара
Близко родная Самара... Но мы отделены от нее Волгой.

Дорога отличная - лед припорошен снегом. Подумали, эх, была бы вся Волга такая, кругосветка бы уже к концу подходила...

Видели собаку которая в отличие от всех других собак нас не облаяла и Славик решил, что за это ей надо поставить памятник.

В одном месте лед подозрительно хрустел. Переходили осторожно, а Славиков рюкзак вытягивали веревкой.

Рядом с ветераном флота
А это я рядом со старым кораблем, нашедшим себе последний приют на берегу у села Рождествено.

Надоевшая картина
Эту картину я видел перед собой несколько дней подрял. Палка на рюкзаке - это антенна.

Прошли мимо острова Проран, по пути у всех попадающихся рыбаков спрашивая про село Шелехметь и дальнейшую дорогу. Обедали прямо на льду. К нам подбежали две собаки, одна нас облаяла (ее звали Тайга, потому что кто-то ее так звал с берега). Славик решил ее покормить, а я был категорически против, потому что во-первых, не люблю собак, во-вторых, собаку которая нас облаяла тем более кормить не надо, а в-третьих, нечего еду на всяких дармоедов переводить. Но Славик все-таки начал ее кормить... Причем у нас были пряники и печенье. Печенье называлось "Покемоны". Эти пряники и печенье мы купили в Солнечной поляне. Я больше люблю пряники, а Славик больше любит печенье... И кормил он этих поганых собак, одна из которых Тайга, именно пряниками... А потом еще заявил что вот пряники он чего-то не любит поэтому собак ими и кормит... Вот так. Эгоизм какой.

На льду Волги
На льду Волги. Чуть поодаль, слева видна одна из двух собак (может быть это как раз Тайга), которые нас облаивали и которых Славик зачем-то решил кормить пряниками, которые я хотел съесть сам.

Когда обедали, видели катер, который прямо по полыньям плавал. Решили, что это ледокол. Когда продолжили путь, Славик заехал лыжей в прорубь. Вот так - плохой лед...

Вечером остановились на ночлег. Славик как обычно уполз в палатку, а я остался готовить еду. Костер разводил под пеньком.

Ходил за водой к полынье... Точнее даже не к полынье а к открытой воде - жутко, ветер, снег, льдины плывут и стукаются друг о друга. Кажется, весь лед ходуном ходит. Котелок приходилось цеплять за палку и набирать воду, потому что у края лед был совсем ненадежный и подходить к нему было страшно.

Пока возился с костром - промок и замерз (шел мокрый снег). Иногда с чувством матерился, чтобы согреться, видимо. Славик лежа в палатке беспокоился на кого это я матерюсь. Вылез бы, повозился с костром, узнал бы...

При попытке высушить носовой платок спалил его. Вообще носовой платок вещь совершенно ненужная в походе. Но не привык я без него обходиться, такой вот уж цивилизованный человек. Надо отвыкать. И по городу без платка ходить а сморкаться прямо на асфальт или на пол, если в помещении... Вот так.

За этот вечер весь промок, и спальный мешок почему-то тоже мокрый был. Но вроде бы привык уже к таким условиям - ночью было тепло. Только вот грохот беспокоил - мешал спать. Лед откалывался.

1 марта
Первый день весны. Пасмурно, +3, а потом еще и дождь пошел. Надо было идти за водой. Подумал, что котелок надо привязать к палке, а потом уже воду черпать, чтобы котелок не утопить. Но когда я подошел к краю льда привязывать котелок стало лень. Поэтому при попытке набрать воду котелок соскользнул с палки и ушел в пучину... Теперь им наверно пользуется княжна, которую в свое время Стенька Разин бросил в Волгу. Это был тот котелок, в котором мы обычно заваривали чай. Теперь для приготовления чая пришлось использовать котелок, в котором мы обычно варили еду. Чай получился с гречкой, рисом, лапшой и всем остальным, что мы готовили до этого. Когда сидел на пеньке над костром, чтобы удобнее было сушить, надел перчатки на ноги - был похож на макаку.

Попытка высушиться
Утро последнего походного дня. Котелок уже в пучине. А я рядом с пеньком, который впоследствии загорится и мы будем тушить его снегом.

Сушусь
Продолжаю безрезультатно сушиться сидя на пеньке...

Изображаю макаку
Сушу перчатки надев их на ноги. Был похож на макаку. Жаль что на фотографии перчатки заметны плохо.

В конце концов этот пенек, который защищал от ветра костер и на котором я сидел, загорелся. Мы его тушили снегом, чтобы пень остался для последующих поколений. Жалко нам его было. Он создавал какой-то уют... Потушили его в конце концов, но с трудом... Потому что он очень интересно горел - внутри, под корой.

Когда вышли, дождь еще больше усилился - промокли до нитки. Видели хижину рыбаков, даже не хижину - строение, сложенное из камней. Пожалели что оно не попалось нам раньше - часов в 7-8 вечера, чтобы устроить ночлег. Потом ухудшился лед - появилось много полыней. Несколько раз заезжали в проталины на льду, но обошлось - не провалились. Причем я все время проваливался левой ногой - наверно левая сторона у меня была тяжелее чем правая. К берегу во многих местах нельзя было подойти - приходилось обходить такие места. Когда подошли к селу Винновка, решили прекратить поход, хотя у нас оставалось в запасе еще по крайней мере два дня. Неизвестно, что впереди за лед, да и погода совсем не располагает к движению. Спальники промокли - а к такому повороту событий мы не были готовы. Да и стало ясно что кругосветку мы не закончим - уж больно медленно передвигались. Как полудохлые черепахи.

Была проблема как уехать из Винновки... Дело в том что автобусы оттуда зимой не ходят. И не так уж там много народу живет, чтобы ловить попутную машину. Один местный житель нам пообещал, что сейчас его друг из Тольятти вернется с рыбалки и он нас подбросит... Но друг как всегда в подобных случаях подвозить нас не захотел. Никогда не стоит полагаться на посторонних людей.

Но с попуткой нам в конце концов повезло... Два добрых человека согласились подбросить нас до Жигулевска. А из Жигулевска через Тольятти без особых проблем вернулись в Самару. Насквозь мокрые и жутко грязные...

Дорога домой
А это я уже в маршрутке по дороге домой...

Партнеры: Multibanking -
Сайт туристов Самары и Самарской области
© 2000 - 2018 При использовании материалов сайта ссылка на www.TrumanOutdoor.ru обязательна!