ВЫБИРАЙТЕ:

Статьи
- Отчеты
- Рассказы
- Фотоальбомы
- Творчество
- Слеты
- Советы
- Снаряжение
Природа
- Цветы
- Животные
- Грибы
Архив
Форум
Чат
Рубрики: Отчеты; Вид похода: Водный; Район: Карелия; Продолжительность: Более недели; Дата публикации: 10/06/2013

Кереть полноводная

Автор: AnthonyA (Самара)

Обсудить статью на форуме


Еще не видели это фото? 22. Рачейские дали. И близи.

Еще не читали эту статью?
Единицы времени

Дорога

Прибыл в Лоухи в 3 утра. Впечатления от дороги до «родной» станции, откуда начинаются многие маршруты по Северной Карелии были привычными – забитые туристами вагоны, снаряга до потолка и на потолке, пьяный гул, песни, дети и собаки.. Особо стойкие начали обильные возлияния на Ладожском вокзале прямо из пятилитровых канистр. На станциях они вываливались толпой на перрон, выпивали и закусывали стаканами северной ягоды – морошкой, черникой и голубикой. Эстеты?

Перед Лоухами проводник предупредил меня, что сходить будут много и посоветовал заранее приготовиться. Советом не преминул воспользоваться, заранее занял удобную позицию в тамбуре, одел рюкзак (пришлось несколько изменить отработанные навыки одевания тяжелого рюкзака в соответствии с новым типом вагонов) и стал наблюдать постепенное заваливание другими группами проходов мешками, упаковками, коробками и пакетами.

Мне подали персонально старый Пежо модели «пирожок» годов так восьмидесятых и через 30 минут водитель высадил меня на берегу бухты Широкой озера Кереть.

Сборы

Озеро Кереть

Классический маршрут по Керети 3-ей категории сложности начинается от автомобильного моста через реку, исключая само озеро. Я решил удлинить маршрут, чтобы посмотреть достопримечательности одного из крупнейших озер Северной Карелии и заодно немного размяться перед непростыми порогами реки. Путеводители обещали «своеобразные пейзажи в силу чрезвычайно изрезанной береговой линии, наличия массы островов, разделенными узкими протоками и пляжами чистого мелкого песка с темными выходами гранита..». Ну что ж, сравним свои впечатления с красочными описаниями.

Устойчивый бриз с утра сменился крепким штормом с «барашками». Решил переждать несколько часов, надеясь на изменение погоды и ослабление ветра. Подремал в палатке до обеда, но ветер лишь усилился. Потенциально в запасе было дня полтора, но выбиваться из графика в первый день маршрута было непозволительно. Решил рискнуть выйти на воду, если пойму, что идти опасно, встану и буду дожидаться ночи, когда ветер должен утихнуть.

Пересек губу Широкую до противоположного берега. Волна приличная, но вполне терпимо, до полного экстрима еще не дошло. Далее двигаюсь вдоль берега против ветра и выхожу в открытую часть озера. Вот тут мне мало не показалось.

В узких протоках между островами задувает как в трубе, понятие «подветренный берег» при наличии множества бухт, бухточек и заливчиков отсутствует как класс, каждый мыс с гранитными грядами приходится приходиться огибать с приличным запасом, чтобы не поломало в прибое между гранитных валунов. Сам берег низкий, топкий и болотистый, сколько не вглядывался, пляжей с «чистым мелким песком» не высмотрел. Еле нашел берег с гранитной скалой, сумел спрятаться от ветра в расщелину и пообедать.

Топкие берега озера Кереть

В общем, эта «верхняя» часть озера оставила неприятное впечатление, в личном рейтинге карельских озер Кереть заняло чуть ли не последнее место, хотя не исключаю, что нижняя его часть более привлекательна.

Встал на стоянку (которую тоже пришлось поискать – куда там до того же Энгозера, где шикарные стоянки чередой!) около двенадцати.

На второй день перехода по озеру ветер стих, солнце и легкие облачка сразу раскрасили пейзаж и даже встретились пару приличных пляжей.

Погода наладилась

Чтобы не огибать большой мыс нашел по карте волок через небольшой перешеек. В одном из описаний маршрута читал об этой возможности. Частично по болоту, частично по небольшому озеру и полузаросшей протоке перетащил себя в озеро Плотичное.

Волок

За мной увязалась группа из двух больших катамаранов с мачтами и парусами, однако протока оказалась уже, чем их суда и им пришлось изрядно попотеть.

Наградой за труды мне было болото сплошь усыпанное спелой морошкой. Такого количества ягоды я не встречал никогда! Только икота заставила меня остановиться от обжорства.

Пейзажи озера Плотичного

Миновал озера Плотичное, Нюкки, автомобильный и железнодорожный мосты (начало «классического» маршрута), озеро Петриярви и после первого небольшого порожка влился в озеро Нижняя Ламба, где остановился на одном из больших гранитных лбов, на стоянке, которую покидал дедушка-турист из Беларуси, идущий один на катамаране, но в отличие от меня, уже третий раз по этому маршруту. Он отметил, что в этом году небывало высокий уровень воды и он серьезно обеспокоен мощью порогов, на которых он переворачивался в куда более низкую воду. Помог ему погрузиться, он был сильно удивлен, как мало у меня с собой вещей и все они умещаются внутри маленького каяка.

Чуть позже, на стоянке рядом, встали знакомые по болоту катамараны.

Первые пороги

Под утро разошелся дождь, завтрак и сборы прошли под ним, но стоило выйти на воду, как он прекратился.

Ну вот и начались первые приличные пороги. Воды много, валы мощные, купаюсь с головой.

Первые пороги

Удачно прошел порог Щелевой, порог Кривой заставил поволноваться, когда уходил от двух бочек, проход прямо по ним гарантировало более легкое прохождение, но чего-то я не решился пока в них лезть, особенно во вторую... После короткого порога Керчуг влился в одноименное озеро, встретил «деда-беларуса», пообедал и посмотрел прохождение порога группы на надувных рафтмастерах. Девушка-матрос на одной из байдарок сначала расслабленно сидела, но увидев, что ее снимают, начала активно грести, работая на камеру.

Рафтмастер на Керчуге

Под попутным свежим бризом (ну наконец-то! что, кстати, очень способствовало неторопливой гребле после обеда) пересек озеро Керчуг. Ветер – как по заказу, сильнее не надо, а то уже каяк начинал зарываться носом.

Озеро Керчуг

Протока после озера вела через сеть узких ламбин – узкие протоки, высокие гранитные берега – очень живописно. Встал на одиноком острове, как Робинзон. Под вечер догнали знакомые «болотные» катамараны, они шли под парусом. Так мы и прошли весь маршрут почти рядом, если был встречный ветер – я обгонял их на озерах, они догоняли меня на порогах, которые шли с ходу. Ближе к концу маршрута, на пороге Краснобыстрый, они подплыли со стоянки на одном из своих катамаранов, чтобы посмотреть, как я буду проходить порог. Они были Подмосковья, когда я удивился, что они, по сравнению с другими группами, тоже достаточно бодро идут по маршруту оказалось, что время на поход у них ограничено и поэтому приходится двигаться по плотному графику.

Отступление. Современные тенденции в выборе судов для карельских походов.

Тенденция отдыхать с максимальным комфортом даже на категорийных карельских маршрутах докатилась и до водного туризма. В большей степени это относится к столичным жителям, для которых есть возможность без пересадок, максимум с одной ночью в поезде, добраться до реки. Каким же образом выглядит типичная группа на Керети?

Итак, выбирается катамаран побольше. На него грузится все: ящики с водкой, бензопилы, дрова и прочий скарб, вешается мотор и флагманское судно готово. В группе могут присутствовать другие катамараны (как правило, поменьше), рафты, а также байдарки и каяки (не так часто, намного реже, за весь поход я встретил на воде 3 Варзуги и пару одноместных байдарок, не считая группу на Рафмастерах).

Большинство порогов проходится сходу, катамараны практически без последствий, байдарки с разной степенью успеха, чаще неудачно. На длинных плесах или на озерах на катамаране врубается мотор и к нему цепляются остальные суда. Медленно, но верно, флотилия пересекает акваторию не требуя физических усилий со стороны экипажей. Иногда такая система не срабатывает, но об этом расскажу позже.

Таким образом, спортивная составляющая походов практически отсутствует, на первое место ставиться комфорт с минимумом физических затрат.

Неудивительно, что я, на одиноком каяке, на таком фоне смотрелся «белой вороной». Увидев меня, задавали два стандартных вопроса, следующих друг за другом. Первый: «Группа за тобой идет? Ты вперед ушел?». Получив отрицательный ответ, задавали второй, уже с некоторым недоумением или думая, что я их просто разыгрываю: «А вещи-то твои, тогда, где?!» На ответ «Все внутри…», качали головой, отказываясь верить и пытались высмотреть остальную «группу», которая просто отстала..

Одиночка

Но самым лучшим комплиментом была фраза перед выгрузкой в Лоухах, после того, как другие туристы забили тамбур под завязку и позавидовали мне, устало сказав: «Хорошо тебе, ты в пеший поход идешь, всего один рюкзак, а у нас вон сколько всего…».

Короче, я не в тренде..

Порог Мураш

А вот в Мураш я чуть не залетел на всех парах… Перед ним идет порог Белый Клык из четырех ступеней, который я шел сходу и, насчитав всего 2 ступени, приготовился к третьей. С берега окрикнули: «И посмотреть даже не хочешь? Впереди Мураш..»

Воды много – это я определил после сравнения порога с тем, что было в видео из описаний маршрута (насколько я вспомнил). Сложность представляла входная ступень, которая впечатлила мощными валами:

Первая ступень Мураша

и выходная, в которой главное, чтобы не вынесло на сплошную гряду вдоль левого берега:

За поворотом конец порога

Между ними прямой участок метров 700 с ощутимым падением, валами и небольшими бочками, но который не представляет особой трудности.

На первой ступени меня снимали туристы, которые предупредили меня о пороге. Представляю фотосессию:

Зашли в порог

Приготовились

Нырнули

Первая ступень пройдена

Озеро Новое

Обед, короткая протока и вот передо мной простор озера Новое. И знатный шторм!

Катамаран другой группы попробовал идти на моторе, но против встречного ветра он не потянул.. В итоге они взяли кат на бечеву и потащили по-бурлацки вдоль берега..

Я продвигался медленно, под прикрытием большого мыса, который частично защищал меня от ветра.

Двигаюсь вдоль берега. Пока спасает мыс

Но вот мыс закончился, слева открылся большой залив и я оказался практически на середине озера. Меняю направление на следующий мыс, держа курс «полный бакштаг» к ветру. Каяк оказался коротковат для таких больших волн и пару раз демонстрировал попытку к килю, когда волна поднимала его на днище..

Шторм на озере Новое

Но все обошлось. Дошел до следующего мыса с прекрасной, но очень продуваемой стоянкой, передохнул и решил идти дальше, благо уже под слегка стихшем попутным ветром.

Миновав автомобильный и железнодорожный мосты влился в небольшое озеро Кривое, на котором стояло шесть больших групп, заняв все приличные и не очень стоянки. Для одинокого меня нашлась уютная стоянка на маленьком острове с устойчивой связью от Мегафона.

Закат на озере Кривое

Продолжение порогов

Утро было теплым, но менять одежду не стал, предстояло «купаться» в порогах.

Подошел к порогу Долгий, осмотрел только первый, самый мощный слив, остальное осматривать не имело никакого смысла, порог тянется больше, чем на 3 километра.

Первый слив Долгого

Несколько ступеней, разделенных небольшими плесами, были пройдены сходу, оставили приятное впечатление и дали возможность размяться перед порогом Варацкий.

Наиболее впечатляющий участок порога Варацкий – слив у острова, мощный и с поворотом. С левого берега видно было неважно, поэтому переправился на остров и с него уже осмотрел ключевое место. Косой водопадный слив требовал точного захода, что подтвердилось прохождением ката-четверки, которого вынесло левее и от киля спасло только чудо. Ну что ж, если купаться, то главное не залететь в мощную бочку ниже по течению..

Главный слив Варацкого

Прошел без особых приключений, не считая несколько касаний камней в выходной хаотичной шивере.

Выходная шивера

На коротком плесе перед мостом развернулся и увидел плывущую перевернутую Варзугу..

Один член экипажа сумел выбраться на мелкое место посреди шиверы и стоял там с веслом, не зная, что делать дальше, второй плыл рядом с байдаркой и их уносило в следующий порог сразу после моста.

Пошел их догонять. Ниже порога увидел прибитую к берегу байдарку, рядом с ним парня. Кроме окровавленных ног, сбитых об камни («тапочки унесло в первый день»), в остальном с ним было все в порядке. Попросил помочь выловить из реки плывущий скарб – поймал термос, 2 пачки «доширак» и упаковку печенья с конфетами, отдал потерпевшему и пошел дальше в озеро Варацкое.

Озеро Варацкое

Пожалуй, одно из самых красивых из встреченных на маршруте. Но все берега озера были практически забиты катамаранами и рафтами. С трудом отыскал стоянку на острове, пока разбивал лагерь, подошел катамаран с двумя девушками и парнем, попросились встать рядом – не отказал, места хватало.

Народное творчество на стоянке

До самого позднего вечера по озеру метались вновь прибывающие группы в поисках стоянки, специально выделенные мобильные представители которых с рациями хищно кружили вокруг острова, но мы четко дали понять, что «местов нэт». Да, этот маршрут полностью подтверждал звание одного из самых популярных из карельских.

Шум, гам, крики и стрельба нарушали тишину теплого безветренного вечера – народ пил, топил бани, купался и стрелялся.. А с соседней стоянки постоянно звали какого-то Борисыча.. – Разгар «заволги», честное слово! Бросил в костер большой пень, пусть дымит и «охраняет» стоянку, а сам – спать!

И снова пороги

Встал пораньше, тихо, чтобы не будить соседей по стоянке, собрался, и вот я уже перед порогом Краснобыстрый. Напротив порога стояла группа катамаранов, увидев меня, один кат подошел – это оказались старые знакомые по болотной тропе. Сегодня они снимаются с маршрута, слегка расстроены, что не удается попасть на море.

Посмотрели мое прохождение Краснобыстрого, в котором главное – не попасть на водопадные участки второго слива, а валы на выходе очень хорошо умыли и помогли окончательно проснуться.

Первый слив Краснобыстрого

Прошел сходу следующие 3 порога и стал высматривать ориентиры порога Масляный (по описанию: ЛЭП, остров и в левой протоке сам порог). Очередное препятствие никак не походило на это описание, но интуиция подсказывала, что это он, Масляный.

Красивый порог – плита через всю реку с водопадным сливом. В конце порога чинилась группа на катамаранах – они зашли по центру слива и катамаран ударился носом баллона об зуб, который они не заметили..

Плита Масляного

Можно было схитрить и пройти в разрыве плиты справа под самым берегом, но как-то неспортивно. Пошел чуть правее главного слива по краю бочки, перед плитой разгоняюсь, чтобы не воткнуться носом в дно после слива, в итоге, чиркнув кормой плиту, прошел чисто.

Пообедал с сеансом загара на плите левого берега и после череды порожков, встал на стоянку, на которой обнаружил прекрасное дополнение к ужину, которое в скором времени было зажарено и съедено! И на утро осталось!

Грибы!

Начал день с порога Колупаевский и продолжил порогом Кривой. Кривой состоит из двух ступеней, прохождение очевидно, но мощные стоячие валы и утреннее низкое солнце в лицо добавили адреналину.

Порог Кривой

После порога встретил соседей по Варацкому озеру, поговорил с парнем (они неудачно прошли Краснобыстрый – во второй ступени не попали в слив, его выкинуло с катамарана, но обошлось все без последствий). С удовольствием принял предложение сфотографироваться – когда еще выпадет удача увидеть себя со стороны?

Со стороны

И вот уже показался рыбоучетный пункт, сеть перегородила всю реку, а на берегу были развешены объявления, что Кереть не просто река, а ..

Место нереста и миграции

Сразу за пунктом – начало порога Морской. Группа на катамаранах пошла сходу, я не поленился, прогулялся вдоль и наметил прохождение, чтобы не попасть в пару очень неприятных участка в центре русла. Порог длинный, после слабого захода река как бы "проваливается" вниз, падая метров на 7-8 за вторую половину порога. Наклон заметен визуально.

Катамаран в Морском

Сразу за порогом –

Белое море

Обедаю и решаю разойтись с традиционным маршрутом – пройти по проливу Большая Салма и обогнуть большой остров Кереть с восточной, а не с западной его оконечности.

Но все оказалось не так просто.

Сильный встречный ветер разогнал приличную волну, на восточном мысе острова бушевал такой прибой, что пришлось его огибать, выходя практически в открытое море. Пережил много ярких моментов. Через некоторое время посетили две мысли – первая, что человеческие силы не бесконечны и вторая, что когда они закончатся, стихия позволит тебе двигаться только в одном направлении и очень хорошо, когда это направление в общем совпадает с тем, которое тебе нужно и не ведет в открытое море.

Наигравшись в «сия-каякинг», благополучно обогнул мыс, уже под практически попутным ветром вошел в пересохший пролив Оборина Салма и попал к группе островов во главе с островом Сидоров, который поражает своими красотами. Недаром его называют «карельской Прибалтикой»!

Архипелаг

Все стоянки на нем были заняты, и я двинулся в поисках стоянки к другим островам архипелага. Основную сложность представляло отсутствие пресной воды в запасе, поэтому искал остров с лужами пресной воды в расщелинах гранитных плит.

Верхняя лужа с пресной водой, нижние – с соленой

Вид со стоянки на острове

Готов к отплытию

Белое море здесь исключительно красиво! Чего я только не увидел – морские звезды, медузы, и даже тюлень! Описывать словами это трудно, поэтому просто несколько фотографий

Морская звезда

Морские огурцы – предательски скользкие

Цветы в прозрачной соленой воде

На другой стоянке, приметы которой мне подсказали заранее, место впадения пресного ручья в море было огорожено камнями.

Джакузи на море

Теплый солнечный день как нельзя лучше способствовал водным процедурам в этой импровизированной «ванне», а закат последнего вечера похода был украшен яствами в виде мидий и коктейлей из остатков спирта и крупной черники, которая в изобилии росла на стоянке. Отличное завершение похода!

Последний ужин почти готов

Даже плотный туман на следующее утро, в котором пришлось пересекать залив Чупа по азимуту, не смог омрачить впечатление…

Точный выход на мыс по азимуту

Сайт туристов Самары и Самарской области
© 2000 - 2015 При использовании материалов сайта ссылка на www.TrumanOutdoor.ru обязательна!