ВЫБИРАЙТЕ:

Статьи
- Отчеты
- Рассказы
- Фотоальбомы
- Творчество
- Слеты
- Советы
- Снаряжение
Природа
- Цветы
- Животные
- Грибы
Архив
Форум
Чат
Рубрики: Отчеты; Вид похода: Водный; Район: Карелия; Продолжительность: Более недели; Дата публикации: 12/10/2011

Калга 2011. Еще бы воды побольше...

Автор: AnthonyA (Самара)

Обсудить на форуме

Помня прошлую жару на Суне, в этот год решили забраться севернее, чтоб уж наверняка убежать от летнего самарского зноя. Скажу сразу, наши ожидания насчет погоды полностью оправдались, но все по порядку...

Выбрали Калгу, вытекающую из полноводного Энгозера, что несколько снижало риск попасть вместо водного на пеший поход по сухому руслу в случае засушливого лета на малорасходных реках этого же района, типа Поньгомы или Куземы.

Из Энгозера вытекает еще Воньга, но этот маршрут стал настолько популярен, что есть проблемы со стоянками, их состоянием и дровами.

Классический маршрут по Калге начинается от упомянутого Энгозера, но для нас километраж оказался недостаточным и пришлось удлинить его за счет сети озер и проток от озера Боярское, которые приводят в реку Пулому, впадающую в Энгозеро.

Заброску делали через Москву - наиболее оптимальный вариант с точки зрения времени отъезда из Самары, разрыва между поездами в Москве и прибытием на стартовую точку маршрута.

До столицы поехали 17-м поездом Бишкек-Москва, который, вопреки ожиданиям, оказался вполне приличным, по сравнению с бывшими поездами, идущими из Средней Азии.

Москва

Рассказывать тут особо нечего - жара, суета, толкотня...

Перетащились на Ленинградский вокзал, сдали рюкзаки в камеру хранения.

Налегке прогулялись по Старому и Новому Арбату:

Налегке прогулялись по Старому и Новому Арбату

Налегке прогулялись по Старому и Новому Арбату

Посетили Музей искусств народов Востока, вкусно поели в кафе Му-Му (вполне демократичные, почти социальные цены для Москвы :-), посетили кофейню Starbucks (крепкий кофе, отличный чай и вкусное пирожное):

посетили кофейню Starbucks

Неспешно двинулись на Ленинградский вокзал, на котором к вечеру стали собираться большие группы водников:

на Ленинградском вокзале к вечеру стали собираться большие группы водников

Мы на фоне их гор рюкзаков и упаковок, смотрелись достаточно бедно:

Мы на фоне их гор рюкзаков и упаковок, смотрелись достаточно бедно

Самый "движняк" наступил после объявления посадки на наш "веселый" 382-й Москва-Мурманск. Особенно нас поразил "дедушка" лет 70-ти, который таскал упаковки больше его роста, сделав 3 ходки (сорри за качество фото, делали в недостаточной освещенности и тайно :-)

Особенно нас поразил дедушка лет 70-ти, который таскал упаковки больше его роста

В вагоне наши попутчики из числа туристов культурно отдыхали: разливали, закусывали и пели песни. Утро и весь следующий день практически не изменил эту обстановку. Вечером попытались поспать перед ночной выгрузкой, но удалось лишь слегка подремать.

Ночью группы начали постепенно выходить, а нам предстояло решить проблему, как выйти на нужной нам станции Боярская. 382-ой поезд, в отличие от обратного 381-го, на ней не останавливался. Договорились с проводницей - если поезд все-таки тормознет на ней, то нас выпустят. Честно простояли в тамбуре с вещами, готовые выброситься за считанные секунды, но тщетно - мимо Боярской, как говорится, "с песнями".

День первый

Вышли в Лоухах в 2 ночи:

Вышли в Лоухах в 2 ночи

Созвонились с перевозчиком, который немного опоздал, подменяя внезапно запившего водителя. За время ожидания другой водитель настойчиво предлагал нам свои услуги - пришлось твердо отказаться. В итоге за 30 минут (и 1200 рублей!) доехали на Газели до нужной нам станции Боярская на берегу одноименного озера, от берега которого нас отделяли 80 метров. Мы их бодро преодолели через ж/д пути. Правда пришлось проползти под стоявшим на них "товарняком", но разве это нас остановит?

На берегу неспешно собрали байдарку, упаковались и стартовали - ура, мы на маршруте! Но бессонная ночь все-таки отыгралась на Вике, которая начала просто отключаться, засыпая на ходу с веслом. Приняли решение остановиться на ближайшем острове, поставили палатку и проспали 3 часа:

Все спят
Все спят

Камни
Камни

Вид с острова
Вид с острова

Хмурое утро сменилось солнечным и ветреным днем. Позавтракали с аппетитом - сон быстро вернул силы. И вот мы готовы к отходу:

И вот мы готовы к отходу

Озеро Боярское красиво! Ветер и солнце! Приличная волна с "барашками", брызги в лицо. Радуемся: все не по гладкой воде "лопатить"!

Приличная волна с барашками, брызги в лицо

Через протоку с мелким перекатом (в одном месте пришлось даже выпрыгнуть, провести), попадаем в озеро Большое с крутой горой со скальными уступами на левом берегу:

Озеро Большое с крутой горой со скальными уступами на левом берегу

Гребем вполсилы, ветер попутный, пусть поработает за нас, тем более, такое случается нечасто :-)

На входе в озеро Кулежма после очередного мелкого порожка (начинаю подозревать, что уровень воды ниже среднего - как там дальше будет на ключевых порогах?) встречаем "Таймень" с двумя туристами-рыбаками. Приветствуем их. Они встали на большом острове, на котором и мы планировали остановиться. Приглашают встать рядом, соблазняя растопленной баней, но мы решаем пройти в следующее Пиртозеро и встать там.

На отказали себе в удовольствии размяться на песчаном пляже одного из островов. Несмотря на солнце, особого желания загорать нет, ветер прохладный, но это лучше, чем жара!

Несмотря на солнце, особого желания загорать нет

Входим в Пиртозеро и на первой приглянувшейся стоянке встаем.

Мыс на входе в озеро:

Мыс на входе в озеро

Смыли поездную грязь в чистейшая водах Пиртозера, поужинали, продегустировав коктейль из спирта со свежими ягодами черники и под далекий шум поездов (он будет сопровождать нас до Энгозера) заснули.

Чистейшая водах Пиртозера

Надо отметить, что так, как в этом походе, не спали никогда - почти мертвым сном все восемь ночей. Я списал это на новую палатку, хотя причем тут она?

День второй

Привычный ранний подъем. Погода балует. Завтрак, сборы, фотосессия на берегу перед отплытием:

Фотосессия на берегу перед отплытием

На другой стоянке видим большую группу (у них нет еще и признаков жизни), покидаем Пиртозеро и по ничем не примечательной протоке, подходим к поселку Амбарный.

Провожу байдарку через мелкий перекат, пролетаем под мостом на следующем и наконец подходим к метровому сливу через гранитную плиту:

Метровый слив через гранитную плиту

Беглый осмотр показывает, что слишком мелко. Есть теоретический вариант захода справа, но... все равно мелко! Сидящие на берегу местные жители (попутно клянчат спирт) подтверждают - лучше не рисковать. Проводимся по правому рукаву под берегом: Очень жаль! В средний уровень воды слив гарантировал бы пару секунд острых ощущений!

В средний уровень воды слив гарантировал бы пару секунд острых ощущений

Проходим поселок и встаем на обед-перекус: горячий чай, сыр-колбаса и сладкое. Малообъемно, но калорийно!

Обед-перекус

На протоке в озеро Заячье встречаем два катамарана под моторами с рыбаками. Они обозвали нас "спортсменами". Оправдывая прозвище, бодро обходим их на ближайшем порожке :-)

Минуем озеро Заячье и входим в озеро Овечье, погода начинает портиться. Под накрапывающий дождь встаем на небольшую стоянку в заливе (на следующее утро мы обнаружили пяток шикарных пустых стоянок, которые скрывались за ближайшим мысом и до которых не дошли метров 200 - так всегда!) Ужинаем под тентом и отбой.

Ужинаем под тентом

День третий

С утра пасмурно, туман, но без дождя. Наконец дошли руки - сфотографивал для интересующихся загрузку Свири:

Загрузка Свири

В этот раз была отработана загрузка с полным освобождением носовых и кормовых отсеков. Как известно, момент инерции (именно он создает основные проблемы при управлении байдаркой) равен произведению массы груза на квадрат расстояния до него от оси вращения. Максимальное смещение груза к центру лодки заметно повысило ее управляемость. На шиверах и порогах со сложным судовым ходом мы творили чудеса маневренности :-)

Минуем Котожозеро с рыбацкой избушкой на берегу и входим в "густонаселенное" озеро Корг - все стоянки заняты, мы насчитали как минимум 5 больших групп.

Озеро Корг

Вышли для разминки на поиск грибов на высокий берег. И не зря - нас "поджидал" крепкий молоденький подосиновик:

Нас поджидал крепкий молоденький подосиновик

По мелкой заросшей протоке входим в озеро Верхнее, приветствуем группу, стоящую на острове - завтракают. Хорошо, что хоть не спят - есть с кем перекинуться словечком :-)

В медленнотекущей болотистой Пуломе решаем наловить рыбы - дальше в Энгозере ее нет, а в Калге рыбалка запрещена. За 30 минут без труда натаскал десяток окуней - быть ухе!

Быть ухе!

И вот наконец Энгозеро. Как давно я здесь был! Штиль, прозрачная вода, шикарные пляжи, чистый песок!

Энгозеро. Штиль, прозрачная вода, шикарные пляжи, чистый песок!

После ритуального омовения в священных водах Энгозера...

После ритуального омовения в священных водах Энгозера
После ритуального омовения в священных водах Энгозера...

...обедаем на гранитном "столе"...

обедаем на гранитном столе
...обедаем на гранитном столе...

...на берегу каменного пляжа...

на берегу каменного пляжа
...на берегу каменного пляжа

Решаем сегодня особо не напрягаться и встаем пораньше на маленьком островке по соседству с крупным островом Олений.

Встаем на маленьком островке по соседству с крупным островом Олений

Стираемся, варим уху, ужинаем. К вечеру собралась гроза, но к нашей удаче, она прошла стороной.

День четвертый

Утром сильный туман. Влага конденсируется на траве и деревьях, проявляя паутину. С сосен капает, как в дождь.

Влага конденсируется на траве и деревьях, проявляя паутину

Достаем компас, пересекаем озеро по азимуту, и идем от мыса к мысу, в густом, как молоко, тумане. Сплошная "готика":

Идем от мыса к мысу, в густом, как молоко, тумане

Сплошная готика

Наконец, поднимается ветер и туман постепенно отступает. На Энгозере настоящее паломничество - байдарки, катамараны, палатки... На обеде, пока есть сотовая связь, делаем контрольные звонки домой и окончательно договариваемся с перевозчиком насчет выброски с Калгалакши, конечной точки маршрута - там связи уже не будет.

Туман постепенно отступает

Под сильный попутный ветер (опять везет!) покидаем Энгозеро и входим в Калгу. Впереди первый заслуживающий внимания порог "Шлагбаум" на месте моста старой лесовозной дороги:

порог Шлагбаум на месте моста старой лесовозной дороги

И где пойдем
И где пойдем?

Короткий мощный порог с приличным падением (метра 2) и навалом на разрушенную опору моста. Необходимость точного захода продиктована низким уровнем воды.

Необходимость точного захода продиктована низким уровнем воды

Вроде ничего сложного, правда кормой все-таки задели немного опору - не хватило одного гребка и еще не "вработались". В общем прошли удачно.

Прошли удачно

Сразу после порога начинается озеро Песчаное. Встаем на плановую стоянку, на которой потревожили единственную за поход гадюку. Досушиваем стиранные вещи, ужинаем, сидя на столе и наблюдаем прохождение порога группой на нескольких байдарках:

Ужинаем, сидя на столе

День пятый

Пасмурное утро. Погода меняется по нескольку раз на день - пока завтракали и паковались небо очистилось, выглянуло солнце. Как будто отдернули штору - настолько четкий край облачности:

Четкий край облачности

Проходим Песчаное озеро и вскоре подходим к одному из ключевых порогов - "Утюг":

Один из ключевых порогов - Утюг

Бурлит хорошо:

Бурлит хорошо

На осмотре быстро становится ясно, что в наш уровень воды вариант прохода порога только один (хотя в лоциях описано несколько вариантов): вход по левой протоке, смещение по струе к правому берегу и выход в правый пролет моста.

После моста стоит большая группа байдарок (чье прохождение "Шлагбаума" мы вчера вечером наблюдали). "Утюг" они прошли неудачно - клеятся с одновременным употреблением спиртных напитков. Предлагают поработать для нас сигнальщиками - один встанет на мосту, указывая проход. Соглашаемся, но для себя решаем - пойдем по собственным ориентирам. И не зря, когда входим в порог, вся их компания выбежала на мост - кто из них сигнальщик? на кого смотреть? :-)

Проходим по намеченной траектории, под мостом на выходе слегка садимся, но струя стаскивает (ну мелко, мелко, это неизбежно при таком уровне воды). Сверху слышаться одобряющие возгласы, один из парней вскидывает руку с пальцами в виде буквы "V" - это маленькая, но победа! :-)

Маленькая, но победа!

Далее до Поригозера несколько порогов, которые проходим сходу, просмотрев (заодно и размялись) только один для определения линии движения на выходе:

Просматриваем порог, заодно разминаемся

После него пообедали на высоком скальном берегу, с которого открывался красивый вид на реку и прилегающие болота:

C высокого скального берега открывается красивый вид на реку и прилегающие болота

Прошли порог "Три сосны" - только с виду он казался простым (вводит в заблуждение его малая длина), но камней на основной струе накидано прилично.

Один из порогов понравился особенно - 600-метровая S-образная шивера с серьезным падением и тремя крутыми поворотами. Линия прохождения очевидна, но для того, чтобы правильно вписаться во все повороты, требуется слалом и пересечение струи от берега к берегу. Перед выходной ступенью перестроились в улове под правым берегом и "прострелили" струю влево, т.к. она выносила на мель справа и плиту в центре. Класс! На мой взгляд один из самых красивых порогов на Калге, чистое прохождение которого доставляет удовольствие.

Один из самых красивых порогов на Калге

Входим в Поригозеро. По плану - стоянка на нем, но принимаем решение пройти дальше, чтобы оказаться как можно ближе к следующему ключевому порогу реки - "Грива" и пройти его в первой половине дня.

Минуем несколько "ламбин" - вытянутых длинных озер. Берега низкие, болотистые, стоянок нет. Единственная возможная занята группой на катамаране. Но на одном из озер обнаруживаем приличную пустую стоянку - встаем на ней:

Обнаруживаем приличную пустую стоянку

День шестой

Проходим несколько порогов, сходу. На одном из них, в последний момент, я решаю изменить намеченную линию движения (экспериментов захотелось :-), что привело к первой заплатке из двух за весь маршрут. Пока клеился, Вика нашла пару подберезовиков - не зря пробились :-)

Вика нашла пару подберезовиков

Минуем Пиртозеро, на выходе видим собирающуюся группу из одного катамарана и пары байдарок. До порога "Грива" осталось немного, там и встретимся.

Ну вот и "Грива". Футболку на отдельно стоящей березе (по лоции - ориентир порога) заменили на дорожный знак "кирпич" :-) На берегу стоит катамаран - экипаж пошел смотреть порог.

"Грива" длиной порядка 450 метров, состоит из двух ступеней, разделенных уловом. 7 метров падения с четырьмя поворотами и двумя узкими сливами, мощное течение и местами сложный судовой ход. Но красив!

Бочки на входе:

Бочки на входе

Где пойдем?
Где пойдем?

Вид снизу на конец первой ступени:

Вид снизу на конец первой ступени

Идет катамаран (виден узкий слив шириной в байдарку, в который нам предстояло "вписаться"):

Идет катамаран

Идет катамаран

К порогу подошла группа с Пиртозера, начали осмотр. А мы уже пошли.

Заход по центру, далее под правый берег и вдоль него, обходя обливняки, резкий прострел под левый берег, после крутого правого поворота уход от прижима к правому берегу для точного захода в узкий слив, прямой участок с валами и бочками. Все! Чуть зацепили на выходе, но сам порог прошли чисто, с чем и поздравили друг друга :-)

Пока Вика снимала живописный заливчик, быстро осмотрел вторую ступень - ничего сложного, пара маневров и можно обедать.

Пока кипятили чай, подошли участники другой группы, поздравили и предложили выпить за удачное прохождение "компотику" из пятилитровой емкости - настойкм спирта на лимонах. Вежливо отказались, мы уж лучше вечером, на стоянке... На воде - ни-ни, как за рулем!

Пообедали, посмотрели прохождение двух других байдарок. Посидели на камнях, но в общем удачно, без повреждений. Уже после порога, капитан одной из байдарок, видимо в целях поднятия самооценки, назвал нашу "Свирь" байдаркой для полных "чайников", которая "сама идет по порогам". В дискуссию вступать на стали :-)

Миновали Верхнее и Среднее Амбарные озера. Около моста протоки между озерами стоял катамаран (который мы запечатлели на "Гриве") и машина с местными рыбаками. Одна дама из экипажа катамарана угостила нас жареным окуньком от рыбаков, скинув его мне в руки, пока мы проходили под мостом. Неожиданно и приятно!

Вошли в Нижнее Амбарное озеро. Большая стоянка была занята, мы встали рядом с ней - в некотором отдалении на мысу было свободное местечко.

Нижнее Амбарное озеро

День седьмой

Пасмурный и холодный (надели даже шапки) седьмой день начался с шиверы "Неприятная" - мелко, много хаотично разбросанных камней, три поворота, четкой струи нет... Мечемся от берега к берегу... И это "счастье" сразу с утра, без разминки... Что-то не впечатлило :-)

Шивера Неприятная не впечатлила

Несколько порогов, пройденных сходу и вот "Коверкоски" (он же порог "Голяновского" - в честь погибшего здесь парня)

Коверкоски (он же порог Голяновского)

Просмотрели, прошли. Нам он показался мрачным и неинтересным. На выходной шивере получили вторую небольшую заплатку, уж больно мелко...

Пообедали на мысу Калгозера, спрятавшись под берегом от ветра:

Пообедали на мысу Калгозера

Насобирали подберезовиков, не выходя из байдарки - вы такое видали?!

Насобирали подберезовиков, не выходя из байдарки

Грибы растут около воды на крутом берегу

Грибы растут около воды на крутом берегу

Намеченная стоянка была занята большой группой из 5 катамаранов, но рядом с ней обнаружили маленькую стояночку, как раз под нас. Остановились, я пошел в их лагерь "проситься" на ночлег рядом. Подошел очень удачно - большая компания ужинала. Мне сразу налили полкружки водки и дали печенье, сушку и кусочек сыра на закуску... Выпил за их здоровье - добро на стоянку рядом было получено :-) Позже пригласили нас в баню, этим приглашением я воспользовался, уж очень настойчиво предлагали и обижать отказом не хотелось.

Разгружаемся. Процесс несколько осложнила выпитая натощак водка и упавшая ель:

Разгружаемся. Процесс осложняет упавшая ель:

Встали мы вовремя. Ближе к ночи через наш лагерь прошла группа туристов в поисках стоянки...

День восьмой

Сегодня мы должны дойти до Калгалакши, от которой нас отделяли несколько простых и один сложный порог "Офицерский". Легко преодолев простые подходим к "Офицерскому".

Начало порога:

Начало порога Офицерский

Порог длиной 500 метров, состоит из двух ступеней, разделенных большим уловом. Сложность представляет первая ступень, где требуется своевременный уход с основной струи, интенсивный прострел при сильном сносе под правый берег и точный заход во вторую ступень, а дальше все очевидно.

При просмотре вспугнули выдру (а до порога в протоке - сразу трех!), которая потом все-таки вылезла на берег и с любопытством за нами следила.

Долго решали, как пойдем в первой ступени. Вика предложила свой вариант, который выглядел проще, но приводил к более тяжелым последствиям, если маневр нам не удастся. Отказались, пошли по-другому.

Долго решали, как пойдем в первой ступени

Прошли порог. Все сложности позади! Ключевые "троечные" пороги реки мы отработали по полной программе и прошли успешно.

Пообедали на крутой скале, с которой открывался красивый вид на пойму реки:

Пообедали на крутой скале, с которой открывался красивый вид на пойму реки

Несколько поворотов и впереди показалась Калгалакша. Через порог "Морской" байдарку пришлось проводить: попали в отлив. К тому же, весь порог поперек перегорожен сетями.

Вышли в губу Калгалакша. Понять, что мы в Белом море можно лишь по соленому вкусу воды, а так пейзаж похож на большое озеро - острова, заливы, камни:

Понять, что мы в Белом море можно лишь по соленому вкусу воды

Встали на одном из островов и отметили окончание похода оладьями с киселем и сгущенкой - вкуснотища!

Отметили окончание похода оладьями с киселем и сгущенкой

Пока отмечали, отлив сменился приливом, который быстро покрыл водой метров 12-15 пляжа. Прилив настолько сильный, что в протоке, разделяющей наш остров от соседнего, образовался небольшой порожек.

Закат на Белом море. Последняя ночь на маршруте:

Закат на Белом море

День девятый

С утра сразу упаковали рюкзак, чтобы в поселке оставалось только быстро собрать байдарку. Кстати, полностью упакованный Шивлинг-90, поставленный посередине байдарки, значительно поднял центр тяжести и резко уменьшил остойчивость. Хорошо на море не было волны!

Аккуратно вдоль берега дошли до Калгалакши. Были опасения насчет пунктуальности водителя, но они быстро развеялись - на берегу нас уже встречал один местных жителей, который сказал, что машина уже пришла, а водитель спит в его доме, "третьем по счету отсюда с синим забором".

Пока собирались, подошел выспавшийся водитель и через полтора часа "джип-сафари" на УАЗе по карельской грунтовке мы прибыли в Энгозеро:

Прибыли в Энгозеро

Скоро электричка:

Скоро электричка

По пути в Кемь мы пересекли все основные реки этого района и оценили уровень воды: в Воньге еще что-то плескалось, а Поньгома с Куземой представляли собой "сад камней".

В Кеми доехали до Рабочеостровска, где в гостинице "Причал" в одном из срубовых коттеджей нас ждал номер со всеми удобствами:

Гостиница Причал

От этого причала уходят катера с экскурсиями на Соловецкие острова:

От этого причала уходят катера с экскурсиями на Соловецкие острова

Судя по количеству машин из разных регионов, паломничество популярно:

Паломничество популярно

Адаптация к цивилизации началась с капитальной помывки и праздничного ужина в ресторане гостиничного комплекса с дегустацией карельских настоек на ягодах. Особенно нам понравилась настойка на морошке - за удачное окончание похода!

Ну что, на следующий сезон опять в Карелию? А почему бы и нет! :-)

На следующий сезон опять в Карелию?

Партнеры: Ответы какова цена обогрева бетона за куб material62.ru. -
Сайт туристов Самары и Самарской области
© 2000 - 2015 При использовании материалов сайта ссылка на www.TrumanOutdoor.ru обязательна!