ВЫБИРАЙТЕ:

Архив
Форум
Чат
Рубрики: Отчеты; Вид похода: Горный; Район: Центральный Кавказ; Продолжительность: Более недели; Дата публикации: 01/12/2010

Восхождение на Эльбрус

6 - 22 августа 2004 года

Дневник новичка

Автор и участник событий: Truman (Самара)

Обсудить на форуме

Самара - Саратов - Кавказ - Альплагерь Джан-Туган. Восхождение на вершину Курмычи. - г.Эльбрус: восхождение на Восточную вершину - Туапсе - Саратов - Самара

Еще не видели это фото? Надоевшая картина

Еще не читали эту статью?
Первый рюкзак: муки выбора

Леонид, мой брат, который живет в Саратове, сказал как-то в начале лета: "А мы на Эльбрус со знакомыми собираемся..."

И я сказал - "А как же без меня? Возьмите меня!"

Он обещал узнать, можно ли мне будет к ним присоединиться.

Оказалось - можно :-)

6 августа

Собираюсь. У меня рюкзак и сумка со всяким шмотьем. Удалось раздобыть ледоруб и кошки. А вот хорошей высокогорной одежды у меня нет - взял обычную зимнюю куртку с капюшоном и простые шерстяные свитера... Зато термобелье у меня уже было. Ну по снаряжению меня успокоили - сказали что все, чего не хватает - возьмем напрокат.

Вечером сажусь в поезд Магнитогорск-Саратов. Мое место - боковая верхняя полка... Ну ладно, перекантуюсь.

Читаю описание маршрутов на Эльбрус, скачанные с Интернета.

Все равно ехать скучно. Единственное развлечение - луна за окном.

7 августа

Вот и Саратов.

Зашел в гости к моим родственникам. Поскольку все они поедут на Эльбрус, должен с ними познакомить: дядя Вова и тетя Люба. И еще собачка, пудель... эх, не помню как зовут, а в дневнике не написано. Леонида уже знаете. А Антон - тоже мой брат - с нами не смог поехать.

Складывались, собирались. Поскольку у нас будет базовый лагерь, барахла куча. Мне это непривычно, привык все таскать с собой.

Подъехала грузопассажирская "Газель" с остальными участниками экспедиции. За рулем ее был дядя Валера. Он как раз и является руководителем всей экспедиции. Остальных участников я пока не выучил. Все грузовое отделение Газели оказалось забито едой и рюкзаками.

Выехали уже после обеда, в четыре часа дня. Вечером останавливались перекусить перед Камышином, неподалеку от местной тюрьмы :-)

А на ночь остановились уже в Волгограде - были там знакомые, которые разместили у себя всю толпу.

8 августа

Едем, едим абрикосы. Хм... уж не с этих ли абрикосов я мучился желудочными страданиями до самого Эльбруса, и только левомицетин мне помогал?

Едем по степям Калмыкии. Что-то хлопнуло под колесом - непонятно что? Но все обошлось.

ГАИ нас остановило, уж не помню по какой причине. В качестве штрафа подбросили какую-то женщину - наверно, родственницу или знакомую гаишника - до Элисты.

Озеро Маныч - название знакомо с детства, из географии. Кума-Манычская впадина. Посреди жаркой степи - большое водное пространство. Хотели здесь остановиться на обед, но не понравилось. Нет не только деревьев, но и кустов.

Остановились на обед у другого озера, с чуть солоноватой водой. Местные мужики хотели нас прогнать, сказали что озеро частное, и что здесь мальков разводят. Но прогнать не удалось, записали только номера машин.

Время около шести вечера, подъезжаем к Минеральным Водам. Местность становится холмистой, и уже не такой ровно-унылой, как до этого - предгорья Кавказа.

Тут мы потеряли нашу Газель. Ждали ее некоторое время, потом поехали дальше - подумали, может мы с ними разминулись где-то. Увидели гору - кажется, Машук. Приехали в Минводы, потом поехали дальше, почти до Баксана.

Пошел дождь. Тут мы некоторое время стояли. Ели пряники со сметаной. Пришло сообщение от дяди Валеры - они оказывается пробили колесо и меняли его. Связь - великая вещь, когда она есть. Выходили под дождь смотреть, не проедут ли они мимо...

Наконец-то встретились, свернули с трассы, и остановились на ночлег недалеко от реки Баксан. Какая-то помойка... Но место достаточно ровное.

9 августа

На завтрак у меня смекта и левомицетин... Эх... :-(

А вокруг замечательные виды. Я в такой местности еще не бывал.

Проехали Тырнауз - поселок среди гор, несколько лет назад частично разрушенный селем.

Потом опять дорога... Потом серпантин... И вот, приехали - 2300 метров над уровнем моря, спортбаза МВТУ им.Баумана, альплагерь Джан-Туган на берегу реки Адылсу.

В этом альплагере было большое здание - оно ремонтировалось. Были еще домики. А за лагерем было место для установок палаток - вот там мы и встали.

Вечером с Ленькой сходили вверх по склону, поднялись всего-то метров на сто - тяжеловато. Пытался анализировать свое состояние - то ли от высоты голова кружится, то ли оттого, что с утра почти ничего не ел.

Потом искали место, где ловится Beeline - нашли. Точнее, нам подсказали аборигены лагеря - кто жил тут давно. Чтобы выйти на связь, нужно было выйти за ворота и пройти немного по дороге - там было место, которое не экранировалось окрестными горами.

Потом кто-то ходил за нарзаном, кто-то лазил по скалам... Я купил шерстяные носки. Прямо в альплагере.

Вечером вершины окутались тучами, но дождя не было - может быть потому, что я "для профилактики" одел дождевик?

10 августа

Сегодня у нас первый выход - для акклиматизации.

С утра опять не завтракал - но душевный подъем делает свое дело. Мне идется легко. Вокруг горы. С некоторых точек виден двуглавый Эльбрус.

Постепенно поднимаемся, идем вдоль ледника, который ниже нас, по камням. Ледник снизу подтаивает, и рождается горная речка.

Солнце светит, тепло.

Пока идем, Эльбрус и остальные вершины начали покрываться легкими облаками.

Достигли нашей первой цели - Рыжие ночевки. Или может быть, стоянка у Рыжих скал. Как я понимаю, это около трех километров высоты.

Восхождение на Эльбрус. Рыжие скалы
Первый тренировочный выход к Рыжим скалам, примерно на 3000 метров.

Да, я ведь беспокоился, как буду себя чувствовать, все-таки первый раз на такой высоте. Пока вполне нормально. По крайней мере, на трех километрах не чувствую никакого дискомфорта.

Спускаться оказалось чуть тяжелее, особенно по сыпухе. Пару раз даже шлепнулся с непривычки. Один раз - при посторонних, которые шли навстречу :-)

Вернулись в лагерь во второй половине дня, около пяти часов.

11 августа

А сегодня - первое настоящее восхождение.

Лезем сначала по тому же склону, по которому позавчера еле-еле забрались совсем ненамного. Сегодня идти уже легче... А склон-то там оказывается немаленький - кажется, вот он заканчивается... Нет, он продолжается выше.

Наконец-то склон кончился. Относительно ровная площадка, на ней стоят палатки.

А за площадкой - опять склон! Идем, забираемся все выше и выше...

А вот и перевал - как я потом узнал - ВЦСПС. Вообще в этой экспедиции я обычно географические названия узнавал позже, чем на них побывал.

А наш путь еще выше - на вершину. Лезть конечно не очень легко, но весело. Погода вот стала портиться... Тучки набежали, стало накрапывать.

И вот вершина... Моя первая :-) Настроение приподнятое и очень веселое. Правда, перед видеокамерой почему-то произнести ничего не смог - слова забывал. Наверно от радости. Идет небольшой снег, температура +6.

Температура?... Это значит я туда градусник затащил :-) Да было время, таскал с собой по походам градусник...

Сняли вчерашнюю записку Краснобородко и Дудника, оставили свою:

"Смешанная группа из 9 человек - 1 мастер спорта, 4 разрядника, 4 новичка. 8 из Саратова, 1 из Самары. Взошли на вершину Курмычи"

Вот я только тут и узнал название горы, на которую мы залезли. Высота ее 4045 метров. И я почувствовал, что воздуха мне уже не хватает. Когда пытался идти чуть быстрее, дыхалка не тянет... Хочется остановиться и передохнуть.

Пошли обратно. Тут небольшой снежок превратился в небольшой дождик, а небольшой дождик перерос в ливень с грозой. Тропа сначала была нормальной, потом размокла, и в лагерь мы почти съехали по грязи.

Промок я совершенно. Полностью. Понял, что мой дождевик - это не дождевик, а одно название. А может просто ливень был такой сильный...

Вечером то прояснялось, то опять шел дождь. Мы узнали, где в лагере есть душ. Очень приятно - горячий душ после спуска под проливным дождем.

Несколько наших ездили за снаряжением, потому что в местном пункте проката на всех снаряжения взять не удалось. Правда, когда они вернулись, я уже спал.

12 августа

Дождь...

Вещи, которые я вчера повесил на веревку, не высохли.

Их удалось просушить в большом недостроенном помещении, но уже с готовой крышей, и, самое главное, с большим очагом. Дров нам напилили и накололи - осталось разжечь. Под потолком натянули веревки и развесили мокрые шмотки.

Тем временем у нас приготовили блинчики... И я так и курсировал туда-сюда - то к очагу, то к блинчикам :-)

Хорошо у очага сидеть. Тепло, сухо. Держишь в руках какую-нибудь шмотку: Занятие, располагающее к размышлениям и разговорам.

13 августа

Дождя нет! Солнца, правда, тоже.

А ночью, говорят, были звезды...

Идем в очередное тренировочное восхождение, на перевал ВЦСПС (3470 метров). Правда, сегодня пошли не все, идем впятером.

Путь знакомый, но дальше перевала мы на этот раз не пошли, хотя и хотелось.

Температура всего +2, но среди камней мы скрылись от ветра, и там казалось теплее.

Вечером в лагере мы осмотрели и примерили взятое напрокат снаряжение - ботинки мне достались размера на три больше, ну ладно, носков надену побольше, ноги точно не замерзнут. Лучше, чем если бы ботинки мне оказались малы.

Потом думали, какие вещи брать с собой, на Эльбрус, а какие оставить здесь, в лагере.

Зашли в кафе при лагере, выпили по бутылке местного пива "Терек", и поели шашлык из баранины.

14 августа

Выезжаем. Теперь уже на склоны самого Эльбруса.

Проехали поселок Эльбрус. В "Чегете" - это магазин и пункт проката альпснаряжения - взяли напрокат фонарики для ботинок. И я там купил еще карту Приэльбрусья.

На станции канатной дороги "Азау" поставили машины на стоянку. Какая-то неразбериха с очередью на канатную дорогу - есть основная очередь, а за отдельную плату можно уехать без очереди. Мы поехали в порядке общей очереди - а куда торопиться.

Из вагончика видел несколько водопадов, обсерваторию... И горы. Гор тут больше всего.

Станция "Мир" - высота 3500. Дальше, до высоты 3800 - кресельная дорога.

Креслом мне зацепило капюшон, и если бы капюшон был к куртке пришит - я бы уехал в подвешенном состоянии :-) Но капюшон крепился на кнопках, он отстегнулся и поехал наверх... Спасибо, дядя Вова в последний момент капюшон успел схватить и снять с кресла...

Эльбрус совсем близко. Кажется - вот он, рукой подать!

Восхождение на Эльбрус. Эльбрус
Вот он, Эльбрус, во всей своей красе. Та вершина которая слева - Западная. А которая справа - Восточная.

Навьючили на себя рюкзаки и пошли вверх. Надо подняться до высоты 4200 - всего на 400 метров. Но на такой высоте это дается нелегко. Периодически отдыхая, тащим груз. Добрались до "Приюта-11", поднялись от него еще метров на 50, и чуть в стороне, на скалах, начали разбивать лагерь. На этих же скалах стоят домики МЧС, но там никого нет. А еще там был туалет - скворечник с дыркой в полу, прямо над бездной.

Обед готовился долго - ветер выдувал пламя газовых горелок из-под котлов.

После обеда таскали камни - делали ветрозащитную стенку. Постепенно "стройматериалы" поблизости заканчивались, приходится ходить за ними все дальше и дальше. А таскать камни тяжело - дышать нечем. Гораздо лучше просто стоять и говорить о чем-нибудь. Но надо двигаться - руководитель, дядя Валера, говорит, что это активная акклиматизация. И если не будем камни таскать, то он нас просто заставит ходить взад-вперед.

Погода солнечная, но ветреная. Голова тяжелая и немного болит, но вообще я боялся что будет хуже.

Легли спать когда было еще светло, около восьми вечера, и спать в общем-то не хотелось. Но надо отдыхать.

Ночью выходил, посмотрел на ночное небо. Видел крупные нереальные звезды, и Млечный путь во всех подробностях.

15 августа

Утром - не очень ранним - вышли в акклиматизационный выход на скалы Пастухова, которые находятся на высоте чуть ниже 5000 метров.

Чтобы лицо не обгорало и не мерзло, замотал его шарфом. А что, помогало. И дышать, как ни странно, не мешало. Очки вот только запотевали.

Я был поражен количество народа на склонах Эльбруса. Не ожидал. Очень людное место.

В этом выходе мы проверили снаряжение. Мне сначала кошку пришлось поправлять на одной ноге, потом надевал слетевшую кошку на другой ноге. Потом догонял остальных, а на высоте это совсем не просто, увеличивать свою скорость. Стимул будет обуваться аккуратнее.

Восхождение на Эльбрус. Скалы Пастухова
Тренировочный выход к скалам Пастухова.

Обратно спускаться было гораздо проще, вернулись к обеду.

На завтра решили идти двумя группами, одна будет идти чуть быстрее, вторая чуть медленнее. Меня взяли в первую группу. Я этому обрадовался... Но на самом деле это было моей ошибкой - лучше бы пошел во второй - я бы не вымотался так завтра, и получил бы больше удовольствия от восхождения.

Вечером, после возвращения в лагерь, поделили перекус - сухофрукты - на завтра, я отрегулировал кошки и прилег в палатку. Отдыхать. Силы копить. В палатке тепло - нагрелась под южным солнцем. А снаружи - холодный пронизывающий ветер. Слышал, что если бы ветра не было, можно было бы загорать. Но все дни на Эльбрусе были ветреные.

Мы например наблюдали, как вниз по склону несло пуховку, забавно размахивающую рукавами... Кто-то видимо решил переодеться, и ее вырвало из рук и сдуло. На самом деле, жаль того человека, с кем это случилось. :-(

К счастью в тот день про трагические случаи не слышал, так что надеюсь, что тот человек, который потерял пуховку, не пострадал... Но наверняка он сильно замерз.

Вылез из палатки только на ужин, и опять спать. В полночь надо будет вставать, чтобы в час выйти.

16 августа

Но никто не проснулся даже в час.

Сон не шел... И вот как всегда - только по-настоящему заснул, как был объявлен подъем.

Быстро позавтракали. Какая-то неразбериха со сборами... Холодно и темно, да и невыспались.

Сильный ветер... Но я рад что восхождение не отменили.

Видели, как на "Ратраке" группы подвозят почти к скалам Пастухова, чтобы они оттуда могли начать восхождение. Нет, это не для нас... Это неспортивно.

Сначала вышла группа, которая должна была идти медленнее, а через некоторое время, примерно в три часа - наша.

Сильный пронизывающий ветер... Я думал, что на ходу будет тепло, и оставил лишний свитер в рюкзаке. И понял, что опять ошибся. Идти получалось не очень быстро - воздуха-то не хватает... И я почувствовал, как мне становится все холоднее и холоднее.

Попросил сделать ради меня привал, получил нагоняй за это от дяди Вовы - старшего в нашей группе. Остановились у скал Пастухова, и начался сложный процесс одевания свитера. Снял куртку - отдал ее держать, а держать приходилось крепко, чтобы не вырвало ветром из рук. Достал из рюкзака свитер, кое-как его одел, потом куртку... Ну все, можно дальше идти.

Я бы конечно еще одни штаны надел... Ну ладно, и так стало значительно теплее. Да и не представляю, как одевать штаны в таких условиях, когда даже термос ветром вырывает из рук!

Вспомнил, что вчера, когда мы шли на скалы Пастухова, навстречу попался человек, который предупредил нас - одевайте на себя все что есть, ветер сильный, и холодно. Как он был прав!

Идти становилось все тяжелее - высота сказывается. Да и наверно почти бессонная ночь. Поели сгущенки, хотя и не хотелось.

Я чувствую, что начинаю сдавать, все-таки спортивная подготовка остальных участников сказывается - она гораздо лучше, чем у меня... Уже потом я понял, что надо было просто всем спокойнее идти!

Подъем стал более пологим - мы вышли на "Косую полку".

Я все ждал, когда будет седловина... Думал, может она закроет нас от ветра. Я не представлял, что ветер может так напрягать.

Прошли мимо развалин хижины - "Приют девяти".

Ветер на седловине как в трубе, дул между двумя вершинами. А сил, я чувствовал, оставалось у меня уже мало.

Посмотрели на Западную вершину, поднялись по склону немного, развернулись и пошли назад. Дядя Вова решил, что делать там нечего, в такую погоду, без страховки... И правильно решил, но было очень обидно.

Но в голове моей созрел план... Насколько могли зреть планы в моей страдающей от недостатка кислорода голове - следом за нами шла вторая группа! И я решил попроситься подняться с ней.

Уже вышли с седловины на Косую полку, встретили группу, поднимающуюся навстречу, во главе с дядей Валерой. И я попросился попытаться подняться еще раз. Просился очень жалобно - потом смешно было вспоминать, как высота может изменять человека.. Но меня взяли.

И снова мы поднимаемся на седловину, и присели отдохнуть. Сил уже вообще не осталось... Тошнота к горлу подкатывает. Я уже сомневался, что смогу пойти дальше.

К нам подошел представитель МЧС, спросил, хорошо ли владеем кошками. И посоветовал, что на Западную вершину сейчас лучше не заходить, а идти на Восточную. Дядя Валера думал в общем-то так же...

Я съел половинку яблока... И через несколько минут стал чувствовать себя лучше. Наверно отдохнул. А может быть, яблоко было волшебное.

Так что, мы все-таки пошли, втроем. Остальные не пошли, по разным причинам. Кроме самой пожилой участницы восхождения, которая одна, да еще раньше всех, поднялась на Западную вершину. Ну как я узнал, она "снежный барс", опыт сказывается.

Подъем совсем не сложный - только из-за высоты и усталости ноги плохо переставляются.

И вот не торопясь, с небольшими передышками мы вылезли наверх.

Наверху достаточно пологий участок, и небольшое возвышение, где стоит знак, обозначающий вершину.

Почему-то не испытал большой радости от видов - везде суровые хребты... И видимость была не очень хорошая, хотя и было ясно. А может быть, просто я плохо воспринимал окружающую действительность из-за нехватки кислорода и усталости. А еще ветер... Вот тут он дул со всей мощью, приходилось стоять наклонно, чтобы не сдувало. А лыжные палки, которые меня попросили подержать, а обеими руками прижимал к себе, чтобы их не вырвало ветром. К ветру вообще нельзя было повернуться - становилось невозможно дышать.

Фотоаппарат замерз. Удалось сделать буквально пару кадров.

Мы на Восточной вершине Эльбруса. Я в темной куртке

А потом был долгий спуск. Мне казалось, что спускаться будет легко - куда там... Дышать-то по прежнему нечем, да и столько времени на ногах. Шли, часто передыхая. Там где спуск был покруче, скатывались, как с горки. При этом меня неудержимо клонило ко сну. Стоило остановиться, как глаза начинали закрываться сами собой.

Как обманчиво расстояние в горах. Со Скал Пастухова кажется, что до скал МЧС и нашего лагеря рукой подать. И только когда видишь крохотные фигурки людей, становится ясно, что еще идти и идти.

Сверху мы увидели тренировку МЧСовцев, у которых были сборы. Они выстроились колонной и пошли в гору с лыжными палками.

Потом нас встретили, и под руки довели до лагеря. Да уж, так я никогда не уставал.

Мечтал только о кружке чая, и завалиться в палатку.

Но прошло буквально несколько минут, и усталость как будто уменьшается. Видимо, все это от нехватки воздуха - стоит остановиться и быстро становится легче.

Попил компот, поел, попробовал необыкновенно вкусный в этих условиях высокогорный торт, который был сделан по случаю дня рождения одного из участников. Поздравляли его с днем рождения, а нас с вершиной.

Говорят, что настолько сильный ветер в хорошую погоду, и в это время года - бывает не слишком часто. Горжусь собой... Наверно есть повод - ведь из 10 или 11 участников восхождения (сейчас уже не помню) только трое взошло на Восточную вершину... Плюс пожилая и опытная альпинистка, которая шла "сама по себе" и взошла на Западную...

17 августа

После завтрака уложили снаряжение и оставшиеся продукты, и пошли вниз.

Сначала было пасмурно и даже шел небольшой снег, потом прояснилось.

Удивительно, но шел я довольно бодро, уже отошел после вчерашнего дня.

Ветра как ни странно нет - стоило только нам уйти... Правда вершины Эльбруса в облаках.

Около "Бочек" попросили группу из трех человек-иностранцев нас сфотографировать. Но словесного контакта с ними не получилось.

Кресельная дорога не работает. Приходится эту часть пути спускаться пешком. Около станции "Мир" съели по яблочку, которые мы тащили наверх, а теперь вниз.

...Вагончик канатной дороги тронулся неожиданно резко, без предупреждения. Некоторым из нас пришлось заходить в дверь уже на ходу.

...Прихали в Джан-Туган, где наконец-то пообедали...

Вечером посидели в кафе, ели шашлык из баранины.

18 августа

С утра после завтрака Ленька убегает в сторону Тырнауза. Вот ведь, спортсмен, не знает покоя - говорит, чтобы по дороге мы его "подобрали".

Выезжаем в сторону моря :-)

Видели целое стадо сусликов - или каких-то других грызунов - перебегающих дорогу.

Временами идет дождь...

Ехали долго... Уже вечером, ближе к Туапсе, на серпантине перед нами резко занесло и развернуло на мокрой дороге встречный автомобиль... Хорошо что не в непосредственной близости - а то бы столкновение было неизбежно.

И вот, уже в темноте, мы на берегу моря. Я вообще на море первый раз. Вода и правда соленая!

Разумеется, искупался.

Потом пошел дождь, ставили палатки под дождем.

19 августа

Что сказать? Море, крабы на камнях, южный лес на берегу. Город Туапсе, делаем фотографии. Шаурма на рынке. Звонок домой.

20 августа

Утром видели дельфина недалеко от берега.

Чувствую себя больным - болит горло, и температурю... Видимо, не выдержал я резкой смены климата - расслабился после ледников.

Ну и все... наше путешествие подошло к концу, дальше было возвращение - на машине в Саратов, а потом на поезде до Самары.

P.S. Через полгода в кармане куртки я обнаружил сладкий перекус, недоеденный мной на Эльбрусе, и растаявший от жары :-)

Партнеры: Реестр саморегулируемых организаций создан единый реестр. -
Сайт туристов Самары и Самарской области
© 2000 - 2018 При использовании материалов сайта ссылка на www.TrumanOutdoor.ru обязательна!