ВЫБИРАЙТЕ:

Архив
Форум
Чат
Рубрики: Отчеты; Вид похода: Водный; Район: Средний Урал; Продолжительность: Более недели; Дата публикации: 27/01/2009

Река Чусовая

Дневник и фотографии водного похода на байдарках

3 - 15 августа 2008 года

Обсудить на форуме

Участники похода
Рома (Truman), Женя (Djek), Валера, Надя
Рома (Truman) /автор текста/, Женя (Djek), Валера /Адмирал/, Надя. 10 августа, вечер

Байдарка "Варзуга"

Байдарка "Таймень"

Еще не видели это фото? Раскинувшийся перед нами водоём

Еще не читали эту статью?
Уральская небыль

3 августа

14:47 прибытие электрички в Коуровку

Только мы выпали на платформу с многочисленным барахлом - закапал дождь. Мы двинулись со всем нашим скарбом к мосту на реке, уточняя дорогу у местных жителей. С каждым нашим шагом дождь все усиливался, и превратился в настоящий ливень. Здравствуй, Урал!

На лесопилке, мимо которой пролегал наш тяжкий путь, мы некоторое время пережидали дождь под дощатым навесом. А когда дождь стал ослабевать, пошли дальше.

Собирали мы байдарки под мостом, который должен был защитить нас от льющихся с неба потоков воды. Но не успел защитить. Дождь кончился. Даже солнце выглянуло.

А на одной из опор моста черной краской была нарисована странная водоплавающая птичка огромных размеров.

Сборка байдарок в Коуровке. На опоре моста нарисована птичка

Вспомнили, что у нас нет большой бутылки для воды. Пошел в магазин. В Коуровке обнаружилось даже некое подобие супермаркета с камерой хранения и одной кассой. Пятилитровых баклажек правда не было, купил три двухлитровых.

В пять вечера мы наконец-то были почти готовы к спуску на воду. Вообще место для спуска на воду не очень удобное. Я, как счастливый обладатель болотников провел байдарку на более удобное место, при этом чуть не нырнув в яму, мы с Женькой уселись в нее...

Мы на воде! Сразу не утонули, хорошо... Через пару минут плавания около берега уперлись веслами в дно, и еще некоторое время ждали отплытия Валеры и Нади.

Некоторое время осваивали управление байдаркой веслами, я-то привык управлять рулем... У меня потом еще несколько дней ногу сводило, хотелось нажать на педаль, когда нужно было повернуть.

И перекат мы увидели. Мелко. Брюхом сели на дно, пришлось вылезать, проводить байдарку и опять садиться. Неприятные ощущения, когда камень под днищем... Были еще и перекаты с травой, они приятнее "на ощупь"... Прямо чувствуешь, как трава гладит брюхо байдарки.

Плывем мимо Коуровки, а потом мимо Слободы, эти села расположены недалеко друг от друга. И никак не кончатся - все дома и дома по берегам. Прошли мимо церкви, несколько перекатиков - каменистых и травяных. Поворот реки...

И вот мы опять увидели церковь, ту же самую, но уже с другой стороны, и ярко освещенную склоняющимся к закату солнцем! Вот как церковь расположена - на излучине, и река обтекает ее с двух сторон.

Женька решил во что бы то ни стало сфоткать этот солнечный вид, и мы поплыли против течения, возвращаясь к нему... Но не повезло. Набежавшая туча закрыла солнце...

Вот мы увидели табличку с надписью "Слобода" и турбазу, откуда обычно начинается сплав и считается километраж. А нам пора было искать место для ночлега...

Через несколько минут на правом берегу, мы увидели место, где можно было впихнуть наши две палатки. Тут и остановились, хотя село было совсем недалеко, виден был даже один дом.

Берег тут неровный, тент натянули на склоне - если дождь пойдет, то спрячемся... А ужин и завтрак готовили прямо на берегу. Дрова нашлись наверху - недорубленная кем-то сосна. И там наверху проходила проселочная дорога.

А впереди, по течению, на том же берегу где мы ужинали, виднелся камень-скала.

Поужинали, отметили успешное начало нашего дальнего плавания. Продукты мы повесили под тент - чтобы мыши не сгрызли и дождь не намочил. Туда же, под тент, сложили дрова. И расползлись по палаткам.

4 августа

Встали в 8 утра. Дождя ночью не было. Позавтракали. Собирались примерно три с половиной часа. Мимо нас на резиновой лодке прошел двое - видимо, отец и сын. Отец греб байдарочным веслом.

И мы вскоре отчалили и неспешно поплыли.

Камень-скала

Через некоторое время начался дождь. Постепенно начали надевать на себя дождевики. Долой камуфляж. Да здравствует термобелье и флис.

Дождь. Еще не все в сапогах :-)

Еще нам надо было набрать воду, потому что купленная в бутылках уже заканчивалась, а в самой Чусовой вода все же мутноватая.

Увидели село - это Каменка. Решили там набрать воды. Над рекой, на склоне увидели нечто напоминающее сруб колодца, и лестницу к воде. Странное место для колодца. Но все-таки мы с Валерой поднялись туда, и убедились, что это не колодец, а просто стоящий на земле сруб с крышей.

Но эта крыша нам пригодилась - мы посмотрели карту, не замочив ее дождем...

А еще мы оглядели окрестности. Лестница вниз вела к непонятному деревянному помосту на берегу... А на этом помосте лежало огромное деревянное колесо. Непонятно.

Чуть позже мы узнали, что тут строится памятник-мемориал в честь того, что когда-то тут проходил... или высаживался... или переправлялся Ермак.

На берегу был слышен шум воды, как от большого водопада - сверху мы увидели, что это сток воды из большого пруда.

Некоторое время мы бродили по улицам села. Колодец не нашли. И никого не встретили, чтобы спросить - все спрятались от дождя по домам.

Прошли немного вниз по течению, и остановились обедать на достаточно удобном берегу. С этого места, вниз по течению, была видна церковь в Нижнем селе.

Между двумя подходящими деревьями натянули тент... Но что это за запах? Фууу... Как выяснилось, мы натянули тент практически на том месте, где кто-то устроил туалет. Но не мокнуть же нам? А дождь вскоре усилился и смыл остатки запаха... А может быть мы привыкли.

Мы под тентом

Готовить обед решили на костре, а не на газу, чтобы немного подсушиться.

На берегу нашли толстые сосновые ветви, которые оставили здесь те, кто был прежде. Напилили их нашей монстрозубой ножовкой, раскололи топором и начали разводить костер...

Чтобы развести быстрее - зажгли оргстекло. Но что это такое? Оргстекло сгорело, а тонкие сосновые лучины едва начали тлеть!

И вот, два часа мы бешено махали сидушками поддерживая огонь... Опять Урал наказал нас за лень. Не разжигайте найденные дрова... Ищите сушину! Особенно в дождь!

В конце концов наши старания увенчались успехом - мы вскипятили воду и пообедали.

Но поскольку на обед потратили непростительно много времени - уже близился вечер. И мы решили дальше сегодня не идти. Устроили полудневку.

И плохие дрова больше не будем пытаться использовать. Сушина! Нам нужна сушина!

На берегу сухих деревьев не было... Но отойдя от берега, за дорогой я увидел целое месторождение сосновых сушин. Выбрал наиболее подходящую, свалил ее, а потом с Валерой донесли ее по частям до лагеря...

Это счастье! Как классно пилится! А как колется! Бросаешь в костер - тут же вспыхивает... Вот что значит хорошие дрова!

И как хорошо стало под тентом, тепло, сохнут шмотки... А вокруг стена дождя...

Но иногда дождь ослабевал - тогда мы разгружали байдарки, ставили палатки...

А еще - пекли блинчики на горелке. Надо же с пользой использовать время полудневки?

Готовили ужин. За водой на Чусовую неохота было ходить - мы же не набрали чистой воды... И поэтому в котлы набирали воду с тента. Чай, правда, имел препротивный привкус.

На ужин у нас последний раз были сосиски, купленные в Екатеринбурге.

5 августа

Чего-то весь день чувствовал себя не очень. Такое впечатление, что зря я пил так много чая из плохой воды, собранной с тента. Периодически выпрашивал у Нади таблетки, то панкреатин, то мезим (который оказался почти тем же самым панкреатином), то активированный уголь... Хотя расслабленно грести, и тем самым выполнять функции матроса, я вполне мог.

Утром мы решили часть дров завернуть в полиэтилен и взять с собой - чтобы с обедом долго не возиться.

Дождя с утра не было - но вскоре после нашего отплытия он опять начался.

Не торопясь догребли до села Нижнего, перед которым на островке стояли две статуи лягушек - зеленая и розовая. Интересно.

Мы втроем пошли в деревню - в магазин, и набрать воды. Валера остался у байдарок.

Магазин нашли быстро, неподалеку от церкви, которую мы видели вчера. Купили две пары хозяйственных перчаток - мы их уже начали терять - и кое-что из еды. Женька окончательно созрел для покупки болотных сапог - но их в магазине не оказалось.

Мы удивились - к магазину подъехала на велосипеде девочка, припарковала его по всем правилам и пошла в магазин, нисколько не боясь, что ее велик кто-нибудь украдет.

Набрали воды тут же, у магазина, в колонке, и пошли назад.

Вот на обратном пути мне стало хуже. До байдарок дошел с трудом. Мы собирались отчаливать - а на берегу собирались виденные нами вчера утром отец с сыном на резиновой лодке - они уже уезжали домой.

Остров, находящийся напротив села, обошли справа. Там была узенькая протока, но зато с быстрым течением. В конце этой протоки из воды торчала арматурина, но мы благополучно ее миновали.

Остановились на обед, натянули тент, развели костер... Я отказался от еды и улегся спать. Не знаю, что мне помогло - может быть активированный уголь подействовал, может быть выспался... а может просто время пришло - но мне стало лучше. А варили суп из консервов. Я даже немного его попробовал... Вкусный.

Как оказалось, обед готовили долго - на варку супа нужно довольно много дров, пришлось использовать валежник, который горел плохо.

После обеда идти стало веселее.

На одном из перекатов нашу байдарка налетела на не замеченный камень, ее опасно развернуло и накренило - но все обошлось.

А еще на одном перекате в воду уронил шапку, но догнал ее. Шапка не утонула.

И был камень "Вороновы перья", со стеной, вертикально входящей в воду... Потом мы видели много таких камней.

Одна из скал-камней

Вечером мы дошли до Сибирского камня, на котором была отметка "32 км", и остановились на ночлег недалеко от москвичей, которые шли на надувных байдарках с установленным рулевым управлением - они незадолго до этого нас обогнали.

Причалили мы в хорошую погоду, я взял ножовку и пошел за сушиной... Но в лесу меня накрыло ливнем. Вернулся в лагерь, чтобы взять дождевик, и проверить, все ли мои вещи лежат под тентом. И пошел за дровами еще раз.

...Когда надевал дождевик, в голову меня укусила оса...

Ходил-ходил по лесу... Нет сушин. Ну нет и все. Видимо, популярное место стоянки. И вдруг нашел несколько уже спиленных бревен, которые были прислонены к деревьям, чтобы меньше мокли. Наверно, кто-то спилил, но они оказались лишними. Взял одно такое бревнышко и притащил в лагерь.

6 августа

С утра пошел дождь, и шел почти до вечера.

Первая половина дня - течение медленное, Чуя как болото... То есть я хотел сказать: Чусовая как болото...

Да, кстати, лирическое отступление о нашем жаргоне.

Последний раз этим же составом мы ходили по Алтаю в 2005 году. И последнее сильное впечатление - мост через Чую. Так что мы по привычке Чусовую очень часто называли Чуей. А я пару раз даже умудрился ее назвать Волгой...

Еще с нашим лесостепным опытом, мы не могли отличить сухую ель от сухой пихты. Ну живую еще как-нибудь... иголки у пихты мягкие... А вот сухую как отличить, без хвои? Так и прижилось название "пихтель" - то ли пихта, то ли ель.

А утром, когда мы думали, что варить - манку или макароны, возникло название блюда "манкароны".

Потом были еще волкосабы и что-то вроде хоревыдры...

С утра прошли мимо нескольких лагерей. Как правило, мы выходили на маршрут пораньше остальных, но зато останавливались на обед, да и гребли неспешно. Поэтому впоследствии многие нас снова догоняли.

Отвесные скалы над Чусовой

В общем, догребли мы до деревни Курья - магазина в которой не было, но зато к реке выходили мостки со спасательным кругом, на котором было написано "Курья-Париж". Воды в Курье тоже не было - местные жители сказали что набирают воду в ключах, метров на 500 вниз по течению... Этих ключей мы, впрочем, так и не обнаружили.

Чуть раньше Староуткинска встали на обед, и в это время нас обогнали москвичи на надувных байдарках. Они сказали, что хотят пообедать в Староуткинске.

А мы пообедали под тентом, установленным на веслах, а костер разожгли из привезенных с собой дров.

После обеда название города, куда мы вот-вот должны были подойти, стало забываться. А карта-то спрятана от дождя... Староуткинск? А может Новоуткинск? Для краткости - просто Уткинск. Или Дак-Сити. Или Утконосск.

И вот он... Все-таки Староуткинск. Большой мост - мы остановились прямо под ним, чтобы защититься от дождя, и вылить из байдарок лишнюю воду.

Женя и Надя ушли в магазин, я пошел за водой, а Валера остался у байдарок.

Поход за водой... Обошел, как мне показалось, всю правобережную часть поселка. Был облаян собакой. Вода по подсказкам местных жителей была найдена в голубой будке с красной кнопкой. При нажатии на красную кнопку из крана текла вода.

Вскоре к байдаркам вернулись Женя и Надя. Женя был счастлив - он был в болотных сапогах! А еще были куплены пельмени, квас и еще какая-то еда... Поэтому вечером нас ждал праздничный ужин.

На стоянку встали чуть ниже Староуткинска, на ровной площадке рядом с местом, где Чусовую пересекает ЛЭП. А неподалеку от нас стоял лагерь семьи туристов из Салавата. Место неплохое, но уж больно замусоренное - пришлось затратить некоторое время на очистку территории. А еще там тек ручей Крутой Лог, где мы могли набрать воду.

На дрова была срублена сухая пихтель :-)

Вечером погода стала почти хорошей, лишь изредка накрапывал дождь.

7 августа

Утром встали чуть позже, чем обычно, из-за того что наш будильник китайского производства решил посвоевольничать.

Погода с утра повторяла вечернюю - почти хорошая. Изредка капало.

Пихтелевые дрова завернули в полиэтилен, погрузили на байдарку. Остатки отдали соседям из Салавата - они были им очень рады. И тоже решили везти хорошие дрова с собой, для розжига.

Взамен они рассказали нам разные байдарочные хитрости. Позавидовали нашему тенту и монстрозубой ножовке. Спросили, на какой дудке мы вчера играли - я не удержался лишний раз продемонстрировать им свое умение. А еще они пообещали нам, что погода улучшиться... Погода и правда улучшилась... Но не сразу.

А пока - только мы отплыли, и пошел дождь...

Мы в гроте одного из камней. Вот, теперь все в сапогах :-)

Обогнали сплавной катамаран - на нем были отец и двое детей, москвичи. А еще с ними была собака.

К обеду погода пошла на хитрость. Увидев, что дождь нас нисколько не напрягает, она решила застать нас врасплох... К обеду дождь прекратился. Мы остановились на ровном, но весьма замусоренном месте, тент натягивать не стали - хочется же похалтурить - вскипятили воду для еды и чая... Надя произнесла слова: "Первый раз обедаем без дождя"...

И тут дождь полил опять.

Хотя это в общем-то ничего не изменило. Костер из хороших дров прекрасно горел, в дождевиках и сапогах тепло и сухо. Так что, несмотря на то, что Женька пнул треногу и чай кипятили второй раз - мы без проблем пообедали, погрузили вещи в байдарки и двинулись дальше.

Когда кончался сильный дождь, шел просто дождь... Заканчивался просто дождь - начинал идти сильный дождь. Так и плыли до вечера.

Перед селом Чусовым увидели странный плакат на берегу: "Осторожно, мост". А дальше показалась не менее странная деревня в древнерусском стиле, и хлипкий мост через Чусовую, который наверняка должно снести весенними водами. В середине моста была арка, и две стрелки указывали - "Плыть сюда".

Что это? Явно не жилая деревня. Турбаза? Но почему тогда такой хлипкий мост?

Странная деревня

Под мостом течение было довольно быстрое, но мы благополучно попали в нужный пролет, и спросили у закутанных в дождевики людей, которые в это время пошли по мосту, а что тут, собственно говоря, за объект?

Оказалось, они снимают фильм. Сначала нам показалось что фильм называется "Варвар". Уж не "Конан-Варвар" ли? Нет... потом оказалось, что "Варвара".

Попросились в массовку, но нас не взяли... А может быть просто течение нас отнесло уже далеко от моста, и мы не расслышали приглашения...

В селе Чусовом увидели москвичей, которые были с собачкой и на катамаране. Они уже заканчивали маршрут, собирались переночевать в гроте под камнем, и на следующий день уехать. А на берегу собирался катамаран, и стояла ранее виденная нами байдарка-тройка с экипажем из четырех человек.

Сами мы в Чусовом не остановились, проплыли немного дальше, и остановились на хорошей, но довольно замусоренной стоянке... Впрочем, замусоренной не так сильно как та, на которой мы обедали.

Дождь прекращался... Раза два... Почти прекращался. Мы поставили палатки, сходили за сушиной, за полем, где их было много.

А потом опять ливануло... Неохота было даже из-под тента на несколько секунд выбегать, чтобы в палатки залезть... Но все же пришлось.

8 августа

Сильный дождь так и шел всю ночь, стучал по тенту и крышам палаток. Только утром прекратился.

Дождь дал нам время, чтобы собрать лагерь, и пошел опять. Снова гребем под дождем...

Встречаем старых знакомых, машем им руками. Видели и салаватцев - они остались на дневку - говорят, очень сильно промокли этой ночью.

И среди нас тоже пошли разговоры о дневке. А что - уже пора...

Незадолго перед Мартьяново мы остановились на левом берегу около небольшого ручья, который называется Высокий Лог. Но вода в нем была мутная, и набирать ее мы не стали.

Зато через некоторое время, уже на правом берегу, увидели родник, оборудованный, похоже, специально для того, чтобы набирать из него воду с байдарок и других плавсредств. Тут мы и запаслись водой.

На Сарафанном камне увидели табличку - "Обновлена маркировка дядей Геной и К, г. Омск. Берегите Чусовую".

В Мартьяново купили продукты, а Валера обнаружил течь в байдарке. Вычерпывали воду, а потом через некоторое время вода вновь набиралась, хотя и не быстро. Вот и появилась реальная причина для завтрашней дневки.

После Мартьяново реку вброд переходило стадо коров. Коровы шли по дну уверенно, а лошадь, на которой ехал пастух, постоянно спотыкалась. Потом коровы вылезали на крутой грязный берег, некоторые с большим трудом... Это было шоу.

Зато коровы замутили всю реку намного вниз по течению, и оставили после себя огромную стаю мух, от которых мы еле удрали, остервенело гребя веслами.

Где-то здесь должно быть место, где можно было перетащить байдарки и съэкономить несколько километров пути... Но мы избрали более спокойный вариант - продолжили плыть вниз по течению.

У устья реки Каменки остановились на берегу обедать. Натянули тент на ели (точнее, на пихтели) и веслах. Порывы ветра время от времени сотрясали эту шаткую конструкцию, но не смогли ее сорвать. Мы постарались, хорошо привязали оттяжки тента к камням.

Неподалеку от нас на берегу была беседка, где обедала группа людей, которые чуть позже отплыли на желтом катамаране. Они задали нас странный вопрос - с какого мы региона? Их интересовала именно цифра - 63. Мы подумали, что это ГИБДДшники. Сами они были из Екатеринбурга. Потом мы их еще раз увидели - они проплыли совсем немного и снова остановились. Сказали, что по плану у них короткий переход.

А после того, как группа ГИБДДшников отчалила, к беседки подбежали две собаки с повадками волков... Мы долго спорили, кто же это - волки или собаки? Уже после похода нам сказали точно - собаки. Просто они, наверно, боялись, что мы их съедим.

Еще мимо нас прошел катамаран с зеленой надувной лодкой на прицепе. Как они нам сказали, часть их экипажа пошла пешком.

А мы после обеда прошли Переволочный камень, потом через некоторое время заброшенную деревушку Волегово, и через пару-тройку километров остановились на правом берегу, где нашли прекрасное место для дневки, под елями.

В ёлках спрятался наш лагерь

Под дождем спилили огромную сушину и по частям притащили в лагерь. Дров нам теперь должно было хватить на все время дневки... А одно полешко от этой елки я так и привез домой.

Вечером засиделись у костра - ведь утром не вставать рано.

9 августа

Как ни странно, сухо и ветрено. Палаточный тент изнутри почти сухой. Солнце лишь изредка ненадолго прячется за облаками... Хороший денек для дневки.

С утра побродил вдоль берега, продираясь через колючие кусты, надеясь найти родник. Думал так - если здесь хорошее место стоянок - должны же откуда-то брать чистую воду? Но родника я так и не нашел, и укрепился во мнении, что за водой надо идти в Волегово.

Сварили купленный накануне какао. После манной каши пилили и кололи дрова - из сушины, спиленной вчера.

Развесили для просушки вещи - на ветру все сохнет очень хорошо.

Валера и Женя занялись проклейкой байдарок, а я набрал в рюкзак пустых баклажек и пошел в Волегово. Пришлось пробираться через бурелом, а потом по высокой траве на лугу. Тут я наконец-то окинул взглядом окрестности - а то с реки видны только берега.

На лугу кое-где были видны остатки деревянных строений деревни.

Волеговские руины

В самой реке Волеговке вода мутная, я думал набрать воду в одном и ее притоков - на карте обозначены были Грязнушка и Каменка.

Продравшись через траву и крапиву, провалившись в лужу по колено, я вышел к Грязнушке. Обнаружил, что в земляных берегах там, несмотря на название, течет приятный чистый ручеек, гораздо чище, чем у нас в Елгушах... подумал, что в Каменке вода будет вообще, холодной и кристально чистой, название же обязывает!

Через полчаса по лугу, старым полузаросшим просекам и просто по лесу я подошел к Каменке. Камни в русле там действительно были. Но вода была мутной и еле-еле текущей... Подивился я чувству юмора местных жителей, называющих чистые ручьи Грязнушками... Пришлось возвращаться.

Когда набирал Грязнушную чистую воду, обнаружил, что шестилитровая бутылка, найденная накануне на берегу, была из-под бензина... Жаль. Но выбрасывать не стал - взял с собой. Сожгу в костре.

Обратно, чтобы не лезть через бурелом поверху, попытался пройти вдоль камня... Не получилось - глубоко... Так и пришлось снова лезть наверх, и опять перелезать через бревна. Малина вот радовала - она иногда попадалась на моем пути.

Видел рыбака на надувной лодке, уже с мотором. Выши по течению лодки с мотором нам не попадались.

Вроде бы и прошел по километражу немного, а устал сильно. Вернулся как раз к блинчикам, которые только что Надя пожарила.

Надя жарит блинчики

Да! На этой дневке у нас был уже ящик из-под пивных бутылок. Не помню точно, когда мы его подобрали. Он оказался очень удобным - на нем можно было сидеть, использовать как подставку для горелки и как штатив для фотоаппарата. Мы с этим ящиком больше не расставались - он так и ехал на нашем Таймене, который кроме нас с Женькой, наших шмоток и этого самого ящика, вез дрова и воду. Все-таки очень вместительная лодка - Таймень!

Ближе к вечеру я наконец-то достал дудку и ноты, и начал учить песню про геройскую гибель Варяга, с трудом вспоминая, какая нота каким дырочкам соответствует.

Тут пришел сосед - турист из Нижнего Новгорода, с кучей девчонок, которые, кажется, были его дочерьми, но возможно, что не все. Он сказал, что они учатся играть на блокфлейте, и, услышав, как я пытаюсь что-то выдудеть, загорелись желанием показать класс.

Так что в этот день была еще и культурная программа - концерт с одной блокфлейтой, но разными исполнителями.

10 августа

Пасмурно, но дождя нет. Одежду для сухой и теплой погоды положил поближе. Вышли около 11 утра.

Обогнали катамаран. Прошли около 15 км до устья Илима - пока это наш рекорд полудневного перехода.

Илим

Вода в Илиме довольно чистая, здесь и решили пообедать. Рядом с устьем стоит небольшая часовня. На другом берегу стая собак с громким лаем и визгом занимались своими внутристайными делами.

Я наконец-то переоделся в шорты и тельняшку - солнечно, тепло, хорошо. Не то что в термобелье и флисе под дождем.

Вскоре после обеда мы подошли к наплавному мосту, который располагался скорее не над, а под водой. Вода свободно перетекала через мост, образуя с другой стороны небольшой водопад, и машины ехали вброд. Здесь же мы видели картину переправы по мосту вброд стаи собак - той самой, которые своим лаем отвлекали нас от обеда.

Переправа собак по наплавному мосту

Местный житель на машине сказал нам, что весной этот мост постоянно смывает бурная Чусовая, а потом его возвращают на место.

Около моста берег очень грязный, но это не помешало нам благополучно перетащить байдарки.

После моста опять увидели катамаран с молодежью, который мы обогнали утром, и который прошел мимо нас в обед.

В селе Сулём остановились, но зря - оказывается, магазин там работает только по вторникам. А сегодня - воскресенье.

У поворота реки направо увидели остров, который обычно обходят слева. Валера с Надей там и пошли, а мы решили рискнуть и обойти справа, чтобы сократить путь.

Сначала течение реки в выбранном нами рукаве было тихим, но вскоре русло измельчало, сузилось и превратилось в быстрый перекат. Можно даже сказать, порог. Мы стремительно пронеслись там на байдарке, получив немало впечатлений, ощущая своими задницами удары об камни. А я - еще из-за беспокойства о фотоаппарате, который висел у меня на шее и не был ничем защищен от действия воды. Но все обошлось благополучно.

Говорят, по этому рукаву можно пройти только в высокую воду. Нам повезло, что дожди только что прошли. А то бы опять пришлось пешком идти рядом с байдаркой.

"Варзуга" с экипажем

"Таймень" с экипажем, дровами и пивным ящиком

Мы увидели два катамарана - один из которых был тот, который мы видели после наплавного моста. Говорят, обогнали нас. Не верим - они же шли медленно и после моста мы их больше не видели. Думаем, что их подвезли...

Потом мы увидели зверька, переплывающего реку. Кто это был - не знаем. Вряд ли бобр или выдра - они бы нырнули... Хорек, норка? Хоревыдр, Хоренор? Погнались за ним на байдарке. Попытались сфотографировать, но зверь ушел. Скрылся на берегу в траве.

А потом мы видели стоянку туристов из города Лысьва, сплавляющихся на надувных лодках - "Уфимках".

А место для ночлега нашли у поворота реки, там где на другой стороне на карте были обозначены родники. Валера и Женя сплавали туда на разведку на "Варзуге" - и нашли эти родники. Один грязный, земляной. Другой каменистый, чистый.

А на стоянке был столик - оставшийся от прежних туристов, а может быть от местных жителей.

На берегу отметил уровень воды линией камушков.

11 августа

Под утро покапал дождик, но ко времени нашего подъема он почти перестал. Все же мы натянули тент, чтобы в случае усиления дождя не возиться.

Дождь посмотрел на тент и от осознания своей беспомощности совсем прекратился.

Опять видели два катамарана - молодежь гребла мрачно и сонно.

Прошли мимо лагеря питерцев, которые позже нас обогнали.

А в селе Усть-Утка остановилась целая флотилия.

- катамаран с прицепом

- два желтых катамарана с молодежью

- три байдарки питерцев

- две наших байдарки

И поэтому хлеб достался не всем... В том числе и не все местные жители смогли его купить. Но нам повезло.

Флотилия в Усть-Утке

Прошли странное село Харенки. Новенький мост, набережная, чьи-то деревянные дворцы... И надпись - "На берег выходить запрещено". Да, в общем-то, что там делать... На другом берегу - памятник Демидову.

Дальше само село - обычные покосившиеся домики.

Молодежь на желтых катамаранах перестала нам нравиться совершенно - бутылки из-под купленного в Нижней Утке пива бросали прямо в реку... И, похоже, их руководительнице было на это дело глубоко наплевать. Даже замечание им сделали, вот какие мы правильные. Да и шутки у них... странные.

За Харенками был автомобильный мост. Женька направился к нему, чтобы сфотографировать вид... И провалился по пояс в яму на берегу. К счастью, фотоаппарат не пострадал.

Нас обогнали еще две байдарки... Питерцы - но не те, с которыми мы успели познакомиться. Другие. Вот они шли очень шустро...

Камень Омутной - если верить описанию - самый красивый камень, самый хороший вид... На самом деле - напротив расположился стационарный лагерь, много народа, веревки для "экстремального спуска" - так было написано на вывеске... Мне место не понравилось своей людностью.

Камень Омутной

Остановились на ночлег немного дальше Омутного. Натянули тент наполовину - чтобы не возиться долго, если пойдет дождь. Вечером в костер положил пару лиственных поленьев - вдруг останутся угли, чтобы утром разжечь костер. А то сосновые и еловые дрова сгорают быстро, не оставляя углей.

12 августа

Опять под утро покапал дождь...

А угли остались, хотя толстенные поленья почти полностью прогорели. Вообще Надя ночью подкладывала дрова в костер - наверно это и не дало ему погаснуть окончательно.

Положил несколько лучинок, подул - и вот полыхает костер... Удобно!

Обычные наши разгильдяйские три часа на сборы - и отчаливаем. Прошли мимо лагеря питерцев, которые ловили рыбу на берегу.

Камень, кажется, Дыроватый. То есть, с дыркой.

Высадились около камня Олений - с которого, судя по описанию, открывается прекрасный вид. Хотя я сначала был против - нам сегодня надо было много пройти... Но я не разочаровался. Вид с камня на зеленое море тайги действительно был прекрасный, особенно после реки, где мы видим только берега. Да и задержало нас это восхождение максимум на полчаса.

Вид с Оленьего камня

А на небе вдруг появилась туча. Большая и мрачная. Мы все думали - обойдет она нас стороной или нет? Кажется, обойдет...

Время приближалось к обеду - и тут мы как раз увидели устье речки Чизмы. Очень кстати - нам ведь надо набрать воду... Тут же, глядя на помрачневшее небо - решили и пообедать. Спешно разгрузились и растянули на веслах тент.

Здесь стоял памятник - посвященный бою за село Пермяково в Гражданскую войну.

Пошли за водой, чуть выше по течению Чизмы, где вода почище - и тут начали падать первые капли дождя.

Кипятили воду для нашего стандартного обеда - б/п и чай - на горелке. А тент был окружен стеной воды, обрушивающейся с неба. Ливень был знатный! С грозой! Еще и с ветром - пришлось отодвинуться от наветренного края тента.

Но вскоре ливень кончился, выглянуло солнце... И я даже искупался.

Мимо нас неспешно проплыл зеленый катамаран с прицепом и резиновая лодка с девушкой и двумя постоянно пьющими молодыми людьми.

Видели камни очень интересной формы - то в форме столбов... Кажется, камень так и назывался - "Столбы", то в виде арки... Видели еще крест, поставленный Демидовым, или в честь Демидова, или в честь какого-то события в жизни Демидова... Не помню.

Камень Столбы

Арка

Около камня Самаринского (там неподалеку впадает речка Самариха, и есть остров Самаринский) - русло резко сужалось, и получался участок с очень мощным течением, хотя и глубокий. Волны даже захлестывали байдарки. Острые ощущения.

Прошли мимо какой-то базы - лодки, гаражи. Мужик с берега кричал, предлагал водку, пиво, соки, пепси... Что душе угодно! Но мы не остановились и гордо проплыли мимо. У нас свой спирт есть!

Дошли почти до устья реки Гаревой. И здесь, на излучине берега, остановились. Напротив нас камень с хорошей акустикой - эхо. Выбрали места для палатки, заготавливаем дрова...

Завтра - дневка!

13 августа

В качестве эксперимента вчера вечером накидали в костер дров разных деревьев - но они сгорели полностью, не оставив углей, за исключением березового полена, которое даже и не подумало загореться.

Ночью традиционно капал дождик, но утром была хорошая погода.

Так что мы периодически купались в прохладной Чусовой - залезаешь и быстро выскакиваешь - сидели на берегу, грелись на солнце. Я пытался играть на дудке, наслаждаясь эхом.

Мимо нас проплыли парочка лодок с рыбаками, потом лодка с тремя выпивающими людьми, катамаран с лодкой, катамаран-двойка с двумя женщинами на нем, катамаран с молодежью, потом еще...

Идиллия - вот только слепни откуда-то повылезали, кусаются.

Нагрели на солнце воду - принимали солнечный душ.

Из-за избытка времени испытывали всевозможные дрова для костра, разные способы сжигания консервных банок.

На "Варзуге" втроем сплавали к речке Гаревой за водой. Мы с Валерой гребли, а Женя с фотоаппаратом был грузом. Убедился в отличных ходовых качествах "Варзуги", но увидел и недостатки - мало места переднему гребцу. Непривычно мне было сидеть впереди после "Тайменя" - некуда деть ноги.

Отправляемся к речке Гаревой за водой

Гаревая

Потом мимо нас медленно, со скоростью течения, продрейфовали три сцепившиеся байдарки. Это были знакомые нам питерцы. Они пели песню "Из-за острова на стрежень...", не шевелили веслами, а в руках у них были баклажки с пивом. Они олицетворяли собой счастье - я им даже позавидовал! И поприветствовал их той же мелодией, но исполненной на дудке.

Как питерцы нам сказали, они не смогли проплыть мимо мужика, призывающего купить пиво, и поддались на его уговоры причалить к берегу. И теперь они медленно плыли со скоростью один литр пива на километр пути.

14 августа

Собрались даже немного быстрее, чем обычно. И греблось неплохо - до обеда прошли около 20 километров, хотя и устали порядком. Остановились после камня Печка, напротив которого был туристический лагерь с разными платными услугами, в том числе распространенным "экстремальным спуском". Вечером из этого лагеря до нас доносились крики... А прямо напротив нашей стоянки возвышался камень Высокий (или Великан) - он и правда был огромный! И с эхом, как почти все камни здесь.

Камень Печка

Камень Высокий

Все... Нам осталось только четыре километра пути до Кына. И возвращаемся...

Мы победали, а потом мы с Валерой сходили в Кын, за продуктами - для вечернего праздничного ужина.

Потом я остался в лагере, а остальные сходили пофотографировать виды с Печки.

Мы сушили нашу байдарку - решили разобрать ее утром и донести до Кына на себе, потому что резина сохнет плохо. А Валера с Надей до Кына решили дойти по воде, и разобрать байдарку уже там - их ПВХ шкура сохнет гораздо быстрее.

Сжигали ненужный мусор - например, совершенно уже дырявую накидку для рюкзака, найденную мной в этой же самой компании, на Нижнешавлинском перевале на Алтае в 2005 году. Бросили батарейки в костер - одна из них нежиданно взорвалась, разбросав искры вокруг. На моем дождевике, который сох на веревке, образовалась значительная дыра.

15 августа

Встали рано, в 6 утра. Валера с Надей взяли часть наших вещей на байдарку, чтобы нам легче было нести рюкзаки. А мы досушили и разобрали байдарку, дожгли мусор, сложили рюкзаки... И пошли пешком. Опять видели питерцев - это тоже был последний день их путешествия.

Тяжелые все же рюкзаки... Когда проходили мимо стоянок, подумали, что вчера могли бы остановиться ближе к Кыну...

Место сбора судов в Кыне

Но вскоре этот самый трудный четырехкилометровый участок нашего похода остался позади - и мы наблюдали, как питерцы и Валера с Надей разбирают байдарки. Питерцы нас обогнали, и уехали раньше. А мы уехали чуть попозже, на Москвиче с багажником на крыше. Водитель с нас взял 400 рублей.

А потом одновагонный поезд Кын - Чусовой... А в Чусовом мы опять встретили питерцев.

Ужин в привокзальном кафе, неожиданно приличном.

Поезд Чусовой - Екатеринбург

А 16 августа Екатеринбург - Самара

Сайт туристов Самары и Самарской области
© 2000 - 2018 При использовании материалов сайта ссылка на www.TrumanOutdoor.ru обязательна!