ВЫБИРАЙТЕ:

Статьи
- Отчеты
- Рассказы
- Фотоальбомы
- Творчество
- Слеты
- Советы
- Снаряжение
Природа
- Цветы
- Животные
- Грибы
Архив
Форум
Чат
Рубрики: Рассказы; Вид похода: Водный; Район: Южный Урал; Дата публикации: 10/06/2010

Памятник на Березяке

Автор: Наталья Величенкова

Обсудить на форуме

Из письма Виктора Пшеничникова:
Еще в прошлом году заинтересовался историей прохождения порога Самарский на Березяке, и получил письмо о трагическом сплаве. Посылаю это письмо и фото памятника.

Памятник на Березяке

Еще не видели это фото? Традиция

Еще не читали эту статью?
По Башкирии на лошадях

Здравствуйте, Виктор!

Все было просто отлично, вот только итог печален. Мы заявили на майские праздники тройку пеше-водную по Южному Уралу. В поход пошло 20 человек, в основном все ребята были уже с походным опытом 2 к.с. пешей, у некоторых был опыт летней и весенней воды. Но было и несколько почти новичков, только с участием в единичке пешей, я была как раз из таких, я только начинала заниматься туризмом. О водных походах я вообще ничего себе не представляла. У нас был опытный руководитель. Мы задолго начали подготовку, часто собирались, обсуждали маршрут. Тщательно готовились, распределяли, кому и где читать туристские отчеты по району. Руководитель, Саша, пытался найти любую информацию от всех, кто ходил вдоль р. Березяк, или переправлялся через него. Он понимал, что сплав после пешей тройки, это сложно потому, что нужны суда, которые необходимо носить на себе практически весь пеший маршрут. Я помню, как по крупицам собирали сведения о реке. Разговаривали с теми, кто ходил по району.

В областном турклубе тоже никто не сказал ничего определенного. Заявить единичку водную было сложно только потому, что не хватало километража реки, Юрюзань перекрыта военными, но закрытый участок разрешили пропустить и ниже продолжить еще сплав по реке. В областной МКК, где мы заявлялись, все разрешили. Для сплава мы решили использовать катамараны. Нашли в магазинах яркий, оранжевый брезент, сшили гондолы для пяти катов, закупили огромное количество шариков по 7 копеек, они были самые большие по объему и достаточно прочные. Саша решил, даже если река окажется немного шустрее, чем в тех местах, по которым нам удалось собрать информацию, то для катамаранов это не будет чем-то сложным. Запас шариков взяли большой. Для одного ката в качестве наполнителей купили волейбольные камеры. Помню, как мы долго обсуждали и смеялись над тем, как пойдем по реке на воздушных шариках. Для меня это было совсем чем-то не реальным. Я еще и младше всех была.

В общем, готовились, как могли на то время. На ногах у всех были болотные сапоги, для пешего маршрута и обязательно для сплава они должны были привязываться к поясу, чтобы в воде их не сняло. У всех каски, если кто не мог купить нормальный жилет, его нужно было сшить из резиновых подушек, покрытых тканью - раньше такие продавались. Причем каждый жилет нужно было показать Саше. У некоторых были жилеты-черепашки, из пенопластовых пластинок, под такой жилет заставляли вкладывать на грудь надувную подушку. За время пешей части мы два раза проходили Березяк, чтобы и реку и воду посмотреть. Мы прошли озеро Зюраткуль, хребты Нургуш, Ягодный, оба Иремеля. 1 мая шли по Нургушу, глубокий метровый снег, хорошо, что сапоги у всех высокие, и сильнейший снегопад почти весь день. Еще раз непогода застала нас только при подъеме на вершину Большого Иремеля. Тоже был снегопад и малая видимость, но все получилось. Мы очень хорошо прошли маршрут. Мне было интересно все, задавала много вопросов, например таких:

- Сколько километров до той горы?

- А откуда вы знаете, что идти до реки 2 часа, если вы там небыли?

- А почему по дороге нам нужно идти налево, а не направо?

Это все я спрашивала руководителя. В какой-то момент ему надоело отвечать, и он понял, что надо учить, и не только меня, ориентированию по карте на практике. И начал задавать эти же вопросы всей группе. В итоге мне за мое любопытство попало от всей группы, просто любование природой кончилось, пришлось работать с картами, искать свое место на них, ходить по компасу, искать ответы самостоятельно. С тех пор у меня навсегда осталась привычка изучать маршрут по карте начинать дома, и приезжая в горы уже спокойно себя чувствуешь, знаешь названия рек и гор. И вот пришли к реке для сплава. Это место было где-то недалеко от слияния двух Березяков. Воды много, по берегам снега много. Выбрали поляну и начали готовить суда. Продольные и поперечные жерди для каркаса нужно было сделать из тонких сухих елей.

Пять катов по 4 человека. На каждом судне капитаном был тот, у кого был опыт воды. Было трудно найти сухие жерди, потому, что их искали все. И для своего ката мы продольные поставили хорошие сушины, а поперечными поставили березовые жерди, а они гнутся, но не ломятся. У нас в экипаже капитан был парень с опытом 2-ки на воде, и еще две девчонки, кроме меня. И кат собирал практически он один. Мы конечно помогали вязать раму намоченным предварительно хб шнуром, надували шары, шнуровали гондолы, но жерди в лесу готовил он. Березовые жерди придали некоторую мягкость нашей раме, В диагонали она могла давать некоторую волну изгибаясь, но при этом не ломаясь. После были тренировачные заплывы на реке. Учили команды, Саша проверял, как каждый экипаж слушается капитанов и выполняет команды, причаливает. Вода в этом месте была совсем спокойная, погода наладилась. 9 мая мы начали сплав. Я помню пыталась понять свои ощущения. Мне было непонятно, для чего нужен сплав, скучное мероприятие.

Холодная, темная, снеговая вода. Сидишь верхом на рюкзаке, ступни ног подсунуты под каркас ката, знаешь, что под тобой "воздушные шарики" - все это создавало у меня мнимое удовольствие. Ходить пешком мне нравилось гораздо больше. К тому же вечером в первый день сплава, доставая из рюкзака на кате посуду, я уронила ложку, у она сразу ушла в темную, холодную глубину. В остальном первый день прошел без приключений. Определились с очередностью движения судов по реке, мы шли четвертыми, на расстоянии 50-100 метров друг от друга. Переговаривались системой сигнальных свистков. На следующий день река стала немного шустрее. После одного перехода вся группа остановилась. Капитаны совещались. После отправили моего капитана вместе со мной по берегу реки идти рисовать лоцию. Я училась по ходу, записывая все, что говорил Капитан: "Гребенка слева, расческа слева, поворот и гребенка", и т.д. Вдоль реки мы шли примерно час, пытаясь записать, как проходить шиверу. И вернулись, рассказав и показав увиденное.

Капитаны вновь совещались, я чувствовала некое волнение, я же уже видела, что впереди не было гладкой и тихой воды. Мне было немного страшно, но ведь нас много, и никто - ничего не боится, всем весело. В общем, капитаны приняли решение идти, сделав упор на то, что мы должны четко выполнять команды капитанов, соблюдать дистанцию и порядок движения. И мы пошли. Все было замечательно, и плыть гораздо веселее, вот только тот участок, который мы шли и зарисовывали, как-то очень быстро кончился. А потом мы сели на камень! С моей правой стороны, спереди. А под нами шарики, А если они начнут лопаться? Мы очень аккуратно пытались с него слезть, раскачивались, толкались веслами, это же было впервые. Каты впереди ушли за поворот, а последний догнал нас и спросил нужна ли нам помощь? Мы покачали головой и сказали, что сами справимся и догоним. Так мы остались последними. Я благодарна судьбе за то, что наш капитан, Валера, был очень спокойным, уравновешенным и корректным.

Берега реки как-то быстро стали круче, валы больше, в итоге река превратилась в пенистую дорогу, сверкающую в лучах яркого солнца. 10 мая, температура воздуха +25 градусов. Мы догнали пятый кат, они почему-то пытались причалить к берегу, но это в принципе было сложно, и вот мы видим, как они выпрыгивают с ката на берег, отпускают кат и остаются на берегу с веслами в руках. Мы пытались перекричать реку, спросить, что случилось, но они махнули нам рукой, пожелав нам удачи и пошли берегом. Пустой кат с рюкзаками шел впереди нас, подпрыгивая и исчезая в валах. Капитан спокойным голосом говорил,- "Работаем, девочки, работаем!" Мы кричали, что не достаем веслом до воды, он говорил, ну и что. Как он умудрялся направлять кат в валы, не знаю, но передо мной как по мановению возникали глубокие ямы, куда сливалась вода. И тогда он говорил, двум передним, я одна из них: "Девочки, ложитесь на кат и держитесь, а когда вынырните, сразу работайте". Так мы и делали, слушая как зомби, его спокойный голос.

Я к этому времени уже забыла, почему перед нами идет пустой кат, и все время спрашивала, где люди, меня успевали успокоить и просили работать. После одного вала девочку сзади смыло к нам вперед, но она была на кате, ее умоляли быстрее перебраться на место, так как мы входили уже в следующий вал, в другом смыло мою соседку, она оказалась рядом со мной, но тоже успела сесть на место. А потом Валера, капитан начал шутить, что впереди почти спокойная река. Это правда было так. Мы немного все успокоились, и как-то хорошо стало, даже не страшно. Из-за поворота показался остров, у правого берега, в начале острова камни, на них сломанный кат, шарики, и ребята с третьего экипажа. Остров был длинный, мы шли большой левой протокой. По острову бежал Андрей, уговаривал нас пристать. В последний момент мы решились на это и бросили ему чалку. На острове уже горел костер, переправиться на берег не позволяла протока, бешенная скорость воды. У ребят на кате была паника, они были рады, что их выбросило на остров.

Порог они проходили как получится, несколько раз пытались причалить, а выбросив на остров, сломало раму ката. Через некоторое время подошел экипаж, который шел пешком по берегу. Мы перекинули им пилу, со второй попытки им удалось завалить огромную сосну, по стволу которой мы и переправились на берег. Послали гонца вперед, он сказал, что второй кат перевернуло и он на камнях по центру реки, на нем трое ребят в воде, к ним пытаются навести переправу. Приняли решение, что дальше мы наверное уже не поплывем и решил разобрать наше, абсолютно целое судно. Это конечно было ошибкой. Мы распустили шарики по реке, отмечая праздник. Собрав рюкзаки пошли к мосту, до него оказывается было совсем рядом, минут 20 по тропе. По времени, до этого острова, от камня, на который сели вначале мы плыли всего около 40-50 минут. А вот переправа на берег, сбор рюкзаков, разбор катов заняли у нас примерно 3-4 часа, до того, как мы пришли к мосту. На мосту было все заполнено машинами и людьми, очень много военных.

Первое время я не могла понять, что происходит, куда идти, что делать, где наши? Постепенно все прояснилось. Первый кат, с руководителем стоял на острове за мостом. Мимо по реке несло Женю, Саша добежал до конца острова и бросился в реку ему на перерез, не дотянулся, не успел, не догнал... выбрался на берег. Пошли вверх по реке, на камнях сидел кат и трое ребят, стали наводить к ним переправу. Приехало много гражданских и военных, ругались, кричали, переправу долго не получалось навести, почти 2 часа. Военные ставили условия, еще полчаса, и они поднимут в воздух вертолет. В те времена, здесь у моста, у военных еще стояла скрытая под землей техника, Вы видели сейчас эти сооружения и окопы. Но все получилось, ребят сняли, отогрели. Они сказали, что в один из валов они вошли боком, их перевернуло, выплыв, они зацепились за кат. А их капитан, Женя, он был самым опытным водником, поплыл к берегу. Они его звали к себе, но его уносило вперед гораздо быстрее их. На берег он выбраться не смог.

Вечером мы сидели у костра, Саша извинился перед всеми, попросил прощения, что все так получилось, просил всех поехать по домам, он все поймет, к сожалению, так бывает. На следующий день часть ребят уехала домой, кто-то не стал заниматься туризмом, а мы собрали два ката, и пошли вниз искать Женю, уплывший кат и рюкзаки, сорванные с перевернутого ката. Уплывший кат нашли почти сразу на острове, ребята пропустили между гондол большой камень, он сломал им все поперечины, поэтому они выпрыгнули на берег, перед порогами, но не смогли удержать кат. После на Юрюзани, в подтопленных кустах нашли пару рюкзаков, и чуть ниже, Женю. Спасжилет держал его на поверхности воды, у береговых кустов. Река в этом месте спокойная. В легких была вода, он просто наглотался воды в порогах. Дальше все как обычно и грустно. На след. год 10 мая мы ставили у реки табличку, нашего руководителя "раздели" с Мастера Спорта до нуля, да он и не против, сейчас он несет этот груз по жизни. Этот сплав всех нас многому научил.

Сейчас мне не понятно, Вы сказали, почему пороги все сразу никто не проходит? Это же достаточно быстро. Я понимаю, у нас каты были на шариках, опыта никакого серьезного, и о реке никто ничего не знал. Вчера в Инете нашла информацию, что река "памятник Природы" именно с 1985г, то есть после того, как мы по ней прошли, о ней стало известно. Весной 85-го на ней уже проводили первые соревнования, каты носили вверх по дороге. Вот такой невеселый получился рассказ, но учить других на нем можно и даже нужно. Из всех катов паники не было только на нашем, не считая того, кто сошли на берег. Самое важное, наверное, опытный, отважный и спокойный капитан, спокойная команда, четко выполняющая команды. И тогда можно многое пройти. Но желательно, чтобы экспромт был тщательно подготовлен.

Удачи!


Партнеры: Информация база отдыха на урале у нас на сайте. -
Сайт туристов Самары и Самарской области
© 2000 - 2015 При использовании материалов сайта ссылка на www.TrumanOutdoor.ru обязательна!