ВЫБИРАЙТЕ:

Статьи
- Отчеты
- Рассказы
- Фотоальбомы
- Творчество
- Слеты
- Советы
- Снаряжение
Природа
- Цветы
- Животные
- Грибы
Архив
Форум
Чат
Рубрики: Отчеты; Вид похода: Водный; Район: Южный Урал; Продолжительность: Два-три дня; Дата публикации: 15/06/2010

Река Ай (Межевой-Лаклы)

12-13 июня 2010 года

Автор: AnthonyA (Самара)

Обсудить статью на форуме


Еще не видели это фото? Костер на сетке

Еще не читали эту статью?
Новичок идет в поход

В пятницу, плюнув на все и сбежав с работы пораньше, прыгнул в проходящий поезд № 478 Адлер-Челябинск.

Заняв две полки в плацкарте - на верхнюю кинул упаковку с каяком и барахлом, сам с комфортом устроился на нижней с банкой "king of beer", вяленой корюшкой, спец.чтивом для поездов в виде хоррора С.Кинга и начал отмечать начало длинных выходных и очередного соло-похода :-)

Лирическое отступление: идея похода лежала на поверхности - не пройденный с прошлого раза участок от Межевого до Лаклов длиной чуть больше 40 км проходился за полтора дня неспешной гребли, по описаниям был самым живописным на реке, отъезд-подъезд проблемы не составлял, учитывая количество поездов, поэтому осталось только дождаться трех июньских выходных. На самом деле, можно уложиться и за двое, но хотелось один день спокойно разобраться и отдохнуть перед работой :-)

Несмотря на то, что поезд нефирменный, новый плацкартный вагон приятно удивил - кондиционер, душ за 100 рублей с горячей водой, полы моют каждые 2 часа - так в плацкарте ездить можно! Из отрицательных моментов - верхние полки для багажа закрыты с торца - длинные предметы уже не положишь (не на эти ли новые вагоны жаловались в свое время катамаранщики? - рамы для катов там не поместятся..)

Из соседей оказалась супружеская пара, возвращающаяся с отдыха из Абхазии. Женская половина неплохо вязала - под заказ за 3 часа мне была связана шапочка :-)

Позже, памятуя об отсутствии завтрака в положенное время на следующее утро, плотно поужинал сваренными заранее пельменями и салатом "фреш" из свежих помидор и огурцов с майонезом и завалился спать.

Проснулся уже в Кропачево. Раннее солнечное утро и +5 градусов за "бортом" полностью подтвердили прогноз Gismeteo. К слову, и последующие погодные условия этой службой были предсказаны точно.

Мелкая Юрюзань бежала вдоль железной дороги, от воды шел пар из-за разницы температуры с воздухом. Уральские пейзажи за окном как всегда радовали глаз :-)

В 6-15 по Москве (местное время +2 часа) выбросился на любимой станции Сулея. Извозчик на десятке согласился отвезти меня до поселка Межевой - место старта - за 150 руб. Торговаться не стал, хотя ехать было около 6 км, зачел упаковку с каяком и снаряжением, которая полностью заняла задние сиденья.

По пути водитель, узнав что я буду сплавляться до Лаклов, предложил свои услуги по доставке меня обратно. Охренев от суммы в 800 рублей, я вежливо отказался, рассчитывая либо на попутку, либо на рейсовый автобус либо на транспорт, который вывозит коммерческие катамаранные группы. В итоге, последний вариант выезда оказался самым реальным :-)

Через 10 минут я был уже у моста через Ай, в том самом месте, где прошлым летом мы вынужденно закончили наш маршрут из-за плохой погоды. Сейчас погода разительно отличалась - безоблачное небо, яркое солнце и легкий ветерок. Даже не верилось, что здесь летом могут идти непрерывные дожди в течение пяти дней...

Итак, первая задача - заброска - была решена.

Место старта - мост через реку Ай
Место старта - мост через реку Ай

Быстро собрался на том же месте, где разбирались в прошлый раз - каяк Паша в этом отношении выгодно отличается от других каркасных судов, с которыми приходилось иметь дело - на сборку и накачку бортов ушло ровно 15 мин. Больше времени потратил на вдумчивое распределение вещей по 4 гермам и размещение их в каяке. Оптимизация снаряжения за прошедшую зиму позволила практически все вместить внутрь каяка без крепления герм сверху на деке.

Место сборки с видом на мост
Место сборки с видом на мост

Отплыл. По берегу поселка насчитал 4 катамаранных группы в состоянии сбора. Сколько их еще предстояло встретить! В прошлом году была тишина, встретили только одну группу, в этот раз - настоящий парад :-)

Первые Айские пейзажи (1)

Первые Айские пейзажи (2)

Первые Айские пейзажи

После поселка на левом берегу увидел большой палаточный лагерь. Так совпало, что днями позже (13-14 июня) в окрестностях поселка Межевой впервые проводился фестиваль водного туризма "Айские притёсы-2010" с обширной культурной программой, праздничным салютом и ночным гала-концертом бардовской песни с участием наших земляков Юрия Карпова и Алексея Аполинарова. Ссылка на портал Саткинского района.

Палаточный лагерь для фестиваля
Палаточный лагерь для фестиваля

Меня сразу пригласили пристать ссылаясь на наличие магазина :-) Вежливо отказался и подумал, что неплохо бы позавтракать :-) и, пройдя поселок Айская группа, в удобном месте расположился на завтрак.

При приготовлении завтрака была протестирована горелка GoSystem Mightyatom купленная по наводке Романа (Truman) из-за своего веса, мощности и цены :-) Несмотря на ветер и импровизированный экран из пенки 2 литра воды закипели минут за 12.

Во время завтрака разговорился с женской половиной супружеской пары рыбаков из Межевого, которые рыбачили на перемет по разные стороны реки. Она посетовала, что рыба клюет плохо, а вообще попадается, кроме голавля, и хариус!

Место завтрака
Место завтрака

После завтрака жизнь окончательно наладилась, вторую разминку на берегу решил сделать через 5 км у Кургазакского лога и посетить одну из достопримечательностей реки - пещеру Кургазак. По описанию, в ней сохраняется лед и даже летом температура не превышает +8 градусов.

Искомое место обнаружилось просто - штук 5 катамаранов стояло у берега - место явно популярное. Это даже к лучшему, можно бросить каяк на берегу под присмотром, а самому быстро сбегать до пещеры.

Популярное место - Кургазакский лог
Популярное место - Кургазакский лог

Пристав к берегу спросил у ближней группы (с которой потом несколько раз виделся на реке, они оказались из Екатеринбурга, в итоге уезжал с нею, но об этом позже :-) как пройти к пещере. Они указали дорогу и посоветовали приготовиться полностью испачкаться, т.к. в нижний грот можно попасть только по узкой щели и выбираться обратно нужно ползком и они вот сейчас после всего этого и отмываются. Инструктор, который их сопровождал, меня успокоил, сказав, что у меня всего 15 минут до их отплытия и я успею посмотреть только верхний грот.

Я пошел по указанной тропинке, но в итоге, как оказалось, свернул не туда и вместо пещеры забрался на соседнюю гору. Поняв, что пещеру я не найду, попытался сфоткать виды на реку с горы.

Вид на Ай (1)

Вид на Ай (2)

Вид на Ай

После Кургазака по левому берегу начинаются высокие скалы - Малые Притесы (притесы - береговые скалы, вертикально опускающиеся к реке (воде), одного корня со словами "тесать", "тесный", "утес").

Начало Малых Притесов и "екатеринбургские" катамараны
Начало Малых Притесов и "екатеринбургские" катамараны

За двумя поворотами реки слева возвышается вторая каменная стена высотой до 90 м - Большие Притесы. Зрелище, надо признать, величественное и впечатляющее, поэтому фоток много:

Вдалеке - начались Большие Притесы
Вдалеке - начались Большие Притесы

Большие Притесы (1)

Большие Притесы (2)

Большие Притесы (3)

В одной из отвесных скал на высоте 60 м над уровнем реки виден небольшой вход в одну из самых труднодоступных пещер Челябинской области - грот "Юношеский".

Вход в грот "Юношеский"
Вход в грот "Юношеский"

Вид назад на Большие Притесы
Вид назад на Большие Притесы

Последняя скала Притесов
Последняя скала Притесов

От Больших Притесов до деревни Кульметово скальных выходов по берегам нет.

Пасущиеся бычки в дер.Кульметово
Пасущиеся бычки в дер.Кульметово

Ниже деревни, правом берегу видна невысокая скала - камень Разбойник. Ничего необычного в этом утесе нет, но название у него вполне заслуженное. Выступая в реку на повороте, утес представлял в прошлое время большую опасность для барок. Весной, когда река стремительно мчится на этот камень, требуется большое мастерство, чтобы избежать аварии.

Камень Разбойник
Камень Разбойник

Я на фоне Разбойника
Я на фоне Разбойника

Через 4,5 км порадовал неплохой перекат с сильным прижимом под скальный берег, мощной струей, обилием камней и стоячими валами. Как раз перед ним, на скорости обошел очередной катамаран, и сходу - в этот перекат - несколько маневров, чистое прохождение. С катамарана раздались женские возгласы "ай, красавец!", видимо со стороны это выглядело эффектно. Мне аж самому понравилось (покраснел) :-)

Просто скала
Просто скала

Прошел около 25 км, надо было принимать решение, либо становиться сейчас, либо проходить очередную деревню и вставать за ней. Приличных стоянок видно не было, решил идти дальше.

25 км позади
25 км позади

После деревни начался настоящий аншлаг - по берегу машины, палатки, рыбаки, резиновые лодки. Спокойствия я уж точно здесь не найду, поэтому решил, если вставать, то с подобными - невдалеке разгружался катамаран. Подплыв к ним, попросился встать рядом. Мне пьяными голосами закричали "вэлкам!", но я решил, что соседство это будет хоть и относительно безопасным, но обременительным, поэтому погреб дальше.

После Сикияз-Тамака
После Сикияз-Тамака

Скалы, скалы...
Скалы, скалы...

За поворотом обнаружился пляж и тропинка на берег. Выбрался, осмотрелся - стоянка не туристская, к стоянке подходит автомобильный след, мусора нет, видимо следят, скорее всего - рыбаки. Прикинув, что самое страшное, что меня может здесь ожидать, это встреча с ними, пьяные местные из деревни сюда вряд ли попруться (стоянка на другом берегу, прямой дороги от деревни нет, если захотят "приключений", то у них более доступных вариантов много, и если уже под вечер не занята, то вероятность приезда "побухать" минимальна..)

Короче, взвесив все "за и против" (да и шикарный вид со стоянки на скалы на противоположном берегу нельзя было не принимать в расчет :-) решил - встаю.

Вид со стоянки
Вид со стоянки

За первый день было пройдено 32 км, план на день выполнен полностью.

Пока разгружался и ставил палатку, мимо проходил катамаран тоже в поисках стоянки. Народ был приличный, не пьяный :-), поэтому я им предложил встать рядом, но они отказались по каким-то своим соображениям..

Окончательно приготовился к ночевке в одиночестве. Но поднимаясь от реки с водой для ужина, услышал шум мотора подъезжающей машины. Ага, посмотрим, кого принесло... Из подъехавшего УАЗика высыпали дети - проблем не будет! Водитель, узнав, что я один, спросил разрешения встать с семьей рядом, предупредив, что у них большая добродушная собака и еще один УАЗик на подходе. Я не отказал :-)

Соло - это вот так
Соло - это вот так :-)

Вечер прошел под крики играющих детей, звук колокольчиков пасущегося на другом берегу табуна лошадей, шум воды на перекате и стука барабанов со стороны Сикияз-Тамака (что-то тематическое разыгрывали для коммерческих групп? :-)

Ожидал к вечеру нашествия комаров. Ожидания не оправдались - несколько штук прожжужали возле уха без фанатизма и потом внимания на них уже не обращал.

Полдвенадцатого по-местному наступили сумерки, забегая вперед, отмечу, что рассвело в пять - вот очень правильное местное время! :-)

Ночью проснулся от шума ветра и проливного дождя, приготовился на случай протечки (помня прошлый год с нормаловской палаткой), но BASK Single показал себя с лучшей стороны, поэтому безмятежно заснул до утра.

Утро встретило солнцем и ветром. Прикинув, что до Лаклов часа 2 неспешного ходу, неторопясь позавтракал, упаковался, попрощался с местными отдыхающими и отплыл в сопровождении "екатеринбургских" катамаранов. Пропустил их подальше вперед, чтоб не мешали наслаждаться видами и фотографировать их.

Виды...

Пара поворотов реки, пара быстрых перекатиков и вдали показался рукотворный фонтан - говорят, пробили трубу до водоносного слоя под давлением. У фонтана не вылезал, народу там было предостаточно, толкаться в очереди не хотелось.

У фонтана
У фонтана

До Лаклов оставался практически всего ничего, прямой участок длиной около 6 км.

И тут НАЧАЛОСЬ.

Сначала я ничего не понял. Вроде очередной перекат, но издалека видны белые буруны... Большие камни? Порог? Откуда... Да и мне-то на вертком каяке - всегда успею уйти. Короче смело пошел, а там стоячие валы выше полуметра (откуда?), а юбку скинул с утра (все ж спокойно), ну и после пяти-шести валов налило пол-каяка воды. Срочно гребу к берегу, пристаю, отчерпываюсь... И тут начинает доходить - это ВЕТЕР. Вдоль долины реки, как в трубе, дует сильный встречный ветер, а так как дует против течения, то на перекатах образовалась высокая волна, превратив их в пороги! И главное - остался ровный участок без поворотов, от ветра спрятаться некуда.

Шторм на Ае. Впереди "вставший" катамаран
Шторм на Ае. Впереди "вставший" катамаран

Есть возможность поработать, подумал я, надел юбку и вперед! Ветер только усиливался, порывы были метров 15-18 в секунду. Пару раз, когда каяк пыталось развернуть волной и ветер начинал дуть сбоку, меня чуть не положило на воду. Но, как говориться, медленно, но верно я продвигался...

А как же катамараны? Несмотря на все усилия гребцов, они практически стояли на месте и скоро я их потерял из виду...

Отдыхаю в заливе. Впереди показались Лаклы.
Отдыхаю в заливе. Впереди показались Лаклы.

Догреб до Лаклов. Высадился около моста, там уже стояли автобусы и Газели, водители которых сразу ко мне - а не видел ли я катамаранов на реке, а то ждем их, ждем... Я не хотел их сразу расстраивать, но катамараны до места так и не дошли. Самые "сильные" не догребли около двух километров, остальные остались еще выше.

Личное мнение: я всегда с предубеждением относился к сочетанию "надувное судно и ветер", этот случай окончательно убедил меня в этом. Все-таки, каркасные и каркасно-надувные суда намного более универсальны.

Пришел пешком инструктор "екатеринбургских" катамаранов. Уже просушившись и упаковавшись и узнав, что его группу повезут в Сатку, я попросился с ними - Сулея была по пути. Он согласился. Больше всего он опасался, что эти последние километры испортят участникам все впечатление о походе :-)

Встретив на мосту арендованный им микроавтобус Форд, мы поехали собирать его "подопечных" вверх по реке. Загрузив всех, с музыкой и ветерком помчались. Меня забросили на станцию Сулея, водитель категорически отказывался от 100 рублей :-)

Вид со станции
Вид со станции

Через полтора часа я, по традиции, отмечал в вагоне-ресторане успешное окончание похода.

Железнодорожная станция Сулея

Сайт туристов Самары и Самарской области
© 2000 - 2018 При использовании материалов сайта ссылка на www.TrumanOutdoor.ru обязательна!